Чиновники попадают под особый контроль Администрации президента. При каждом государственном ведомстве, министерстве, федеральной службе будут создаваться отделы внутренней безопасности, курировать которые будет управление по борьбе с коррупцией Администрации президента, передает корреспондент Накануне.RU. Очевидно, подобные шаги связаны с тем, чтобы продемонстрировать населению готовность борьбы с коррупцией, но эксперты полагают, что они будут недостаточными.
"Новые отделы по безопасности появятся в каждом госоргане. Те из них, в которых уже есть подобные структуры по внутреннему контролю, присоединятся к новой системе и будут предоставлять информацию спецуправлению АП по противодействию коррупции. Эта система позволит сделать работу госслужащих более прозрачной и гораздо быстрее реагировать на нарушения закона", – приводят "Известия" слова чиновника Администрации президента.
Управление по противодействию коррупции было образовано в начале декабря 2013 года, его возглавил Олег Плохой, имеющий большой опыт работы в структурах госбезопасности.
Эксперты, в свою очередь, относятся к подобной инициативе скептически.
"Есть коррупция внутриаппаратная – это когда подчиненный начальника не слушает, а еще смотрит куда-то налево. И коррупция государственно-политическая – это когда весь механизм прихода к власти, удержания власти и госуправления построен не на публичных и конституционных принципах, а на коррупционных механизмах. Главная проблема России – это не мелко-аппаратная коррупция, а масштабная государственно-политическая", – рассказал Накануне.RU экономист, экс-зампред Счетной палаты РФ Юрий Болдырев.
Он отмечает, что аппаратная коррупция – следствие государственно-политической коррупции власти и бороться с ней бесполезно – это не решит проблемы.
"Мелко-аппаратная проистекает, в значительной мере, из того, что власть изначально коррупционная, удерживается на целой коррупционной пирамиде, построенной по феодальному принципу. Мол, мы для вас являемся гарантами того, что вы на своем уровне можете приворовывать тем или иным способом. Иначе, зачем верхушка власти нужна всей дальнейшей пирамиде, если она от этого откажется? Соответственно, до тех пор, пока корень, база, основа механизма власти – государственно-политическая коррупция, какие бы внешне эффектные приемы ни использовались, даже если в каждом кабинете будет стоять по две видеокамеры и по два представителя Администрации президента, радикально это ничего не изменит", – пояснил эксперт.
Другая новость, озвученная в некоторых СМИ, связана с тем, что в Администрации президента планируется сформировать отдел, занимающийся обращениями граждан с жалобами на чиновников. При этом, изначально предполагалось, что этим тоже будет заниматься управление Плохого. По мнению Болдырева, подобные сообщения –это "пустой информационный шум", не имеющий под собой никакой основы.
"20 лет назад я возглавлял контрольно-ревизионное управление президента. Уверяю, там умели работать с письмами, отвечали на них, направляли в другие инстанции, никаких проблем в этой части не было", – отмечает экономист.
В то же время, такое количество инициатив вокруг нового управления АП ясно говорит о том, что президент видит - "борьба с коррупцией" в том виде, как она ведется сейчас, не вызывает доверия у населения. Однако, решения проблем, показательных чисток кадров и прочих коренных изменений эксперт не ожидает.
"Усиление симуляции борьбы с коррупцией действительно означает, что президент и его команда видят, что прежние симулятивные меры не вызывают доверия граждан. Однако, скажем так, монстр теоретически, в ситуации угрозы, может даже откусить себе коротенький кусочек хвоста, демонстративно, но голову себе он не откусит. Поэтому кардинальных перемен ждать не приходится", – резюмирует Юрий Болдырев.