Новости
Академики УрО РАН встретились с руководством ФАНО: "Какое наше будущее, светлое или не очень, мы так и не понимаем"
Общество | Свердловская область | Уральский ФО

В течении этого года Российская академия наук (РАН) продолжит работать так же, как и работала раньше, несмотря на реформирование, в настоящее время идущее полным ходом. Это связано с отсутствием необходимых нормативных актов. По итогам визита директора Федерального агентства научных организаций (ФАНО) Михаила Котюкова на Средний Урал, академики ответов на программные вопросы так и не получили: их просто нет. "Каково наше будущее, светлое или не очень, сказать на данный момент нечего", - отметил в ходе сегодняшней пресс-конференции заместитель директора института органического синтеза им. Постовского УрО РАН Виктор Салоутин, знакомый с ситуацией. При этом, все институты, ранее входившие в состав РАН, в настоящее время находятся "под крылом" ФАНО, а что осталось от самой РАН, неясно, передает корреспондент Накануне.RU.

"Встреча была чисто рабочая. Это фактически был круглый стол, где формат был "вопрос-ответ". Все вопросы, которые интересовали директоров институтов, были заданы, он на все отвечал. Вопросы программного характера, они, конечно, задавались, но ответов на них не было, и не потому что он не хотел на них отвечать, а потому что на них невозможно пока сейчас ответить. Например, до сих пор отсутствует Положение о научных организациях, которые входят в ФАНО, до сих пор отсутствуют какие-либо документы, определяющие, что такое ученый  совет, какие сотрудники могут быть, тарифная сетка, структура, - этого вообще ничего нет пока в природе", - рассказал о ходе встречи руководителя ФАНО Михаила Котюкова с уральскими учеными Виктор Салоутин.

Он также отметил, что в ходе аналогичной встречи в Москве, состоявшейся 24 декабря прошлого года, глава Федерального агентства на все аналогичные вопросы ответил, что "до конца 2014 года работаем так, как есть".  В течении года планируется разработать необходимые документы, а также приступить к внедрению их в жизнь в соответствии с графиком Минобра.

"Они до лета, до июня месяца, должны сделать 27 документов, которые отчасти решат эти вопросы. Поэтому, каково наше будущее, светлое или не очень, сказать на данный момент нечего", - пояснил Салоутин.

Несмотря на "подвешенное состояние" ученых, эти "рабочие" моменты никак не повлияли ни на финансирование научной деятельности, ни на работу самих "светлых умов". Что касается финансирования, то в настоящее время изменился сам механизм: если раньше главным распорядителем бюджетных средств была Академия наук, то сейчас главная бюджетная организация - ФАНО. На размер финансирования нововведения никак не повлияли, оно осталось прежним.

"Понятно, что тот период, который предшествовал принятию закона, был довольно бурным, но, в конце концов, закон был принят и это привело к некой стабилизации. Понятно, что этот переходный период не способствовал комфортной научной работе, которая требует, скажем так, большей тишины, чем каких-то рекламных выступлений, политических и т.д. В этом смысле и сейчас у людей есть определенный дискомфорт, но так, чтобы это приводило к какому-то параличу деятельности, такого нет", - сообщил заместитель директора института органического синтеза УрОРАН.

Стоит отметить, что непонятным остается вопрос, что же все-таки осталось от РАН после реформирования. Все институты перешли в состав ФАНО, РАН  же стала самостоятельной государственной организацией, которая подчиняется непосредственно федеральному правительству.

"С 1 января учредителем всех институтов, которые были в РАН, является Федеральное агентство. Обеспечение их работы будет со стороны ФАНО, это касается и финансовой, и материальной стороны. За РАН оставлены координирующие функции, экспертные, выработка общей научной политики, в том числе и наших институтов, руководство некоторыми программами научных исследований, их оценка.  У нас есть закон о реформировании РАН. Там, если говорить определениями закона, записано, что членами РАН являются академики и члены-корреспонденты РАН. Вот, кто там работает. Если разделить эти две функции, пока ничего не ликвидировано", - пояснил Виктор Салоутин.

В заключение он также добавил, что координирующая роль, которая ранее была у академии, наоборот, расширена: если раньше действия РАН в вопросах координации и экспертной оценки относились только к ней же самой, то теперь академии поручено вести эту деятельность в отношении всех научных организаций России.

Ирина Гордеева