Россия и Индия заключили контракт на совместное проектирование транспортного самолета для военной авиации. По планам индийской стороны, к 2020 году готовый самолет может приступить к испытаниям. В случае успеха это может быть первый прорыв со времен появления "Ил-76", передает корреспондент Накануне.RU.
Первый прототип многоцелевого транспортного самолета (МТС), который разрабатывается совместно Россией и Индией, должен быть представлен в течение четырех-пяти лет. В кулуарах открывшейся международной выставки сухопутных и военно-морских вооружений "ДефЭкспо Индия - 2014" (Defexpo) об этом рассказал представитель индийской авиастроительной компании "Хиндустан Аэронотикс" (Hindustan Aeronautics Limited).
"Через четыре-пять лет мы надеемся произвести первый прототип самолета, еще примерно через год – второй прототип. Еще через год - после прохождения всех необходимых испытаний – мы рассчитываем начать его серийное производство, то есть в районе 2020 года и позднее", – приводит его слова "Взгляд" со ссылкой на "АРМС-ТАСС".
По его словам, "Индия рассчитывает совместно с Россией первоначально произвести более 100 таких самолетов, которые будут приняты на вооружение в обеих странах".
Глава российской делегации на "Дефэкспо", заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Вячеслав Дзиркалн, в свою очередь, сообщил журналистам, что "считает преждевременным называть дату" запуска самолета в серийное производство.
"Подписан контракт на предварительное проектирование самолета. Работы по контракту находятся на завершающей стадии, и окончательная приемка документации должна состояться в текущем феврале. Совместное предприятие должно представить индийской стороне проект по предварительному проектированию", – дипломатично заявил он.
Дзиркалн также уточнил, что "стороны приступили к переговорам по согласованию проекта контракта на опытно-конструкторские работы по этому проекту".
Как ожидается, общий заказ на самолет может достигнуть 200 единиц, в том числе, 100 единиц со стороны российских Военно-воздушных сил. Потребность в самолетах в индийских ВВС оценивается в 45 единиц. Еще 60 самолетов будут поставлены на экспорт.
Базовое соглашение о производстве самолета партнеры подписали в сентябре 2010 г. По его условиям, стороны обязуются инвестировать в проект по $300 млн и развернуть производство самолета в России и Индии.
Самолет, по предварительным данным, сможет совершать укороченные взлет и посадку. Его грузоподъемность составит около 20 т, скорость - до 800 км/ч, дальность полета - 2,5 тыс. км.
Такое сотрудничество может оказаться очень полезным, в первую очередь, для российской стороны. Учитывая, что за постсоветское время новых самолетов не появлялось, сотрудничество с Индией может помочь форсировать это отставание.
"Сейчас вопрос военно-транспортной авиации стоит очень серьезно. Если посмотреть на зарубежный опыт, у нас очень серьезный провал с точки зрения строительства самолетов в теоретическом плане – у нас нет прорыва в создании военно-транспортной авиации. И я думаю, что альянс Индии и России дает возможность использовать интеллектуальный потенциал наших институтов и финансовый потенциал Индии. Думаю, у нас есть серьезные перспективы для развития", – рассказал Накануне.RU вице-президент Академии геополитических проблем, полковник ВВС Владимир Анохин.
Эксперт отмечает, что кооперация с другими странами, в том числе с Индией – это неплохой вариант для разработки новых технологий в ВПК, поскольку позволяет привлечь серьезные средства для НИОКР.
"Здесь существует определенный прорыв. Кооперация с другими государствами – это в финансовом отношении очень перспективно, но с точки зрения обороноспособности, я бы все же полагался на свои возможности. С другой стороны, Россия потеряла больше 20 лет, и поэтому, без кооперации с другими странами, мы выйти на какие-то передовые рубежи просто не сможем", – подчеркивает эксперт.
Отметим, что разработка транспортного самолета – не первый и не единственный совместный проект России и Индии. Можно вспомнить и работы над авианосцем "Викрамадитья", которые привлекли миллиарды долларов и помогли отработать огромное количество технических и технологических решений. Возможно, когда-то этот задел будет востребован при проектировании собственных перспективных авианосцев. Другой крупный российско-индийский проект – разработка сверхзвуковой противокорабельной ракеты "BrahMos", которые уже приняты на вооружение ВМС Индии, разработан и вариант для пуска с авианосителя.
Помимо этого, ведутся работы по созданию индийского истребителя пятого поколения – совместно с холдингом "Сухой".
"Я полагаю, что индийский интеллектуальный потенциал не может быть сравним с российским. Здесь Индия может выступать как локомотив финансового использования, финансовых источников для развития российского интеллектуального потенциала. Практически последним единственным прорывом был "Ил-76"(принят на вооружение в 1973 году, - прим. Накануне.RU) со всеми его модификациями. С индийской финансовой поддержкой мы можем создать серьезный интеллектуальный задел", – уверен Анохин.