Новости
Маргарита Симоньян: Я оказалась тем вторым бычком
Политика | В России | За рубежом

На ферме один бычок говорит другому: "Ты знаешь, мне кажется, нас кормят, чтобы убить". Второй отвечает: "Я не верю в теорию заговоров". В скандале с увольнением ведущей RТ-Америка я оказалась тем вторым бычком, пишет Маргарита Симоньян. Когда наши же сотрудники и разные другие коллеги говорили мне, что она уволилась не просто так, а за этим стоит кто-то большой и солидный в шляпе, я смеялась. Ну что, зря смеялась. Вот вам выдержки из расследования журналистов вашингтонского издания TruthDig (в прошлом году получило премию Webby как лучшее политическое онлайн-СМИ) из которого следует, что весь скандал был срежиссирован неоконской организацией, в основателях которой – муж Виктории Нуланд. Кроме шуток. Сериал "Карточный домик" тихо курит где-то там.

После публичной акции протеста против того, как Russia Today освещает российское вторжение на украинскую территорию и, предположительно, продвигает в Вашингтоне курс Владимира Путина, прежде неизвестная ведущая новостей Лиз Уол неожиданно стала одним из самых знаменитых безработных в Америке. Уволившись с кабельного новостного канала в прямом эфире, Уол появилась на трех крупнейших американских информационных телеканалах — CNN, Fox News, MSNBC – с осуждением деспотичной редакционной политики, которую, по ее словам, начальство навязывало ей и ее коллегам.

Все эти восхваления Уол подготовили почву для выхода на BuzzFeed журналистского расследования под заголовком "Как на Russia Today изготавливают правду". Его автор Рози Грей писала о том, что в вашингтонских офисах RT царит "атмосфера цензуры и давления" на американских сотрудников. RT давно критикуют и высмеивают за склонность к конспирологии в стиле "Духа времени" и либертарианскую паранойю, однако Уол привлекла к нему беспрецедентное внимание, заставив крупнейшие СМИ Америки бить тревогу из-за того, что форпост российской "мягкой силы" находится всего в нескольких кварталах от Белого дома.

Пока освещался картинный протест Уол, группа неоконсерваторов за кулисами праздновала пиар-успех. Тесно спаянный круг журналистов и организаторов, мечтающих возродить холодную войну, предотвратить сокращение оборонных расходов и вернуть утраченную на руинах Ирака репутацию, увольнением Уол открыл новый пиар-фронт. В этом им активно помогал косный медиа-истеблишмент, отчаянно пытающийся сохранить свое реноме во всё более анархической новостной среде интернета. В итоге немногочисленных скептиков заклеймили "полезными идиотами", работающими на Путина, а неоконсерваторы не оставили явных следов и смогли скрыть как свою заинтересованность в уходе Уол, так и свои попытки увеличить напряженность в отношениях с Россией в целом.

Всё началось 5 марта в 17:07 по Североамериканскому восточному времени.

До увольнения Уол – целых 19 минут. В здании неоконсервативного экспертного центра Foreign Policy Initiative ("Внешнеполитическая инициатива") в Вашингтоне некий сотрудник, войдя в профиль группы в Twitter, анонсирует следующее:

"#ХодятСлухи, что на RT грядет мега-событие примерно через 20-25 минут".

Затем в 17:16, ровно за 10 минут до того, как Уол заявила в прямом эфире о своем уходе, FPI сообщает в Twitter:

"#ХодятСлухи, что сейчас всем стоит включить RT: http://rt.com/on-air/rt-america-air/ #МожетБытьЧто-тоИнтересное".

За две минуты до заявления Уол FPI снова призывает читателей в Twitter включить RT.

Наконец в 17:26, точно в момент ухода Уол, FPI пишет: "Ведущая RT УВОЛЬНЯЕТСЯ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ. Она „не может работать на канале, обеляющем действия Путина“.

Сообщения от FPI свидетельствуют о прямой координации действий Уол и неоконсервативного экспертного центра. Несколько звонков в FPI, сделанные с желанием поговорить на эту тему, остались без ответа.

Спустя чуть больше часа на The Daily Beast вышло эксклюзивное интервью с Уол. Взял его Джеймс Керчик, 31-летний журналист, статьи которого выходили в самых разных изданиях – от неоконсервативного Commentary до либеральной израильской газеты Haaretz.

Керчик признал, что с августа поддерживал с Уол контакт, но себя изображал пассивным наблюдателем, заявив, что они лишь "периодически общались в последние полгода", причем он "всё время советовал ей руководствоваться совестью, принимая решение о своем профессиональном будущем".

Керчик отметил, что, уйдя с RT, Уол заплатила «цену, которую настоящим журналистам – не тем пропагандистам, которых финансирует российское правительство, – приходится платить, если их заботят такие старомодные ценности, как объективность и истина».

В тот же вечер Керчик вывесил в Twitter свою фотографию с Уол, которую назвал "Селфи свободы". Похоже, они встретились, чтобы отметить ее увольнение.

Седьмого марта Керчик, взяв с собой оператора с видеокамерой, встал у входа в здание на Джи-стрит Вашингтоне, где расположена редакция RT America. Сам он заявил, что собирается "побольше узнать об этом канале". Для этого он начал приставать к случайным прохожим с вопросами в духе: "Какое наказание больше подходит для Pussy Riot: два года в сибирском лагере или публичная порка казаками?"

По словам Керчика, в итоге люди из RT позвонили в полицию и потребовали, чтобы его оттуда удалили. Но несколько сотрудников RT сообщили нам, что к полицейским обратился местный охранник, после того как Керчик принялся преследовать работников находящихся по соседству юридических контор, которых он принял за сотрудников RT— "начинающих негодяев с Джи-стрит, 1325", по его собственному выражению (в исправлении к материалу об этом инциденте в The Daily Beast также говорится, что полицию вызвала служба охраны здания, а не сотрудники телеканала).

Так кто же такой Керчик, и что собой представляет его приверженность идеалам "объективности и истины"?

Керчик был старшим сотрудником неоконсервативного экспертного центра FPI – того самого, что рекламировал увольнение Уол за несколько минут до этого события. Центр FPI открыли основатель The Weekly Standard Уильям Кристол и два бывших советника Митта Ромни по вопросам внешней политики – Дэн Сенор и Роберт Каган (муж Виктории Нуланд, помощника госсекретаря по делам Европы и Евразии). FPI вырос напрямую из проекта «Новый американский век» (ПНАВ, PNAC), который продвигал в обществе кампанию в поддержку одностороннего вторжения США в Ирак после спланированных бен Ладеном терактов 11 сентября 2001 года.

В 2010 году, восстав из пепла ПНАВ, само название которого стало синонимом лживости, стратегических ляпов и разжигания войны, FPI сразу переориентировался с Ирака на «возрождающиеся державы – такие как Россия и Китай», как было заявлено в программе организации. В своих письмах и манифестах призывая президента Бараку Обаму занять более жесткую позицию в отношении России, FPI старательно готовит почву для новой холодной войны.

14 марта Кристол сформулировал в The Weekly Standard задачи FPI. По его словам, нынешние геополитические кризисы можно использовать, чтобы избавить Америку от одолевшей ее после Ирака «усталости от войн» и предотвратить дальнейшие сокращения оборонных расходов.

"Всё, что нужно – это сплочение, – уверял он, – и ситуация могут очень быстро измениться".

В 2011 году Керчик какое-то время работал в Праге на Радио "Свободная Европа /Радио Свобода", вещательной сети, которую финансирует Конгресс (и ранее поддерживало ЦРУ) и которая служит своего рода американским аналогом RT для пророссийски настроенных восточноевропейских стран. В ноябре 2011 года он стал сотрудником Фонда защиты демократий – союзного FPI неоконсервативного экспертного центра, ведущего сторонника кампании за американские военные операции за рубежом и за драконовский режим санкций против Ирана.

21 августа Керчика пригласили выступить на RT и обсудить его статью с призывами казнить Мэннинг. Однако, приняв это приглашение, Керчик, открыто заявляющий о своей гомосексуальной ориентации, нацепил прямо в эфире радужные подтяжки и произнес тираду с осуждением нового российского закона, направленного против геев.

"Здесь, на финансируемом Кремлем пропагандистском канале я намерен продемонстрировать мои подтяжки цветов гей-прайда и в открытую выступить против ужасного закона против геев, подписанного Владимиром Путиным", – заявил он.

В статье об этом выступлении, которую Керчик опубликовал на следующий день в The Washington Post, журналист с удивлением отметил, что RT позволял ему «говорить всё это больше двух минут». Тем не менее, голдфарбовский сайт Free Beacon снабдил материал о протестной акции Керчика на RT, вышедший уже через час после нее, заголовком: "Журналиста-гея выгнали из эфира кремлевского канала за протест против антигейского закона". В таком виде этот эпизод и перешел в мейнстримные СМИ: например, канал CBS в итоге утверждал, что Керчика "выгнали из эфира канала, финансируемого российским правительством".

Уол с повышенным интересом следила за тем, как вашингтонский класс ученых мужей бросился восхвалять Керчика. Молодой выскочка-журналист во мгновение ока стал сенсацией, тогда как ее временно отстранили от должности ведущей. По словам источников RT, Уол и Керчик в срочном порядке начали планировать, как ей уйти с работы.

Для этого расследования были опрошены шесть действующих сотрудников RT. Все шестеро – американцы, которые не скрывают своих сомнений по поводу того, каким образом канал преподносит относящийся к России материал. Некоторые сказали, что возмущены все более удушающей атмосферой, пронизанной деспотичным редакторским регулированием; другие же сотрудники (на различных должностях) сказали, что по-прежнему наслаждаются определенной независимостью. Все они настояли на анонимности, опасаясь последствий. Четверо из них были лично знакомы с Уол и регулярно общались или работали с ней.

Все, кто ее знал, называли ее "аполитичной".

"У нее никогда не было ни одной политической „косточки“, – заявил один сотрудник RT.

"Лиз всегда была аполитичной и не имела каких-либо четких принципов, – сказал другой сотрудник. – За пределами офиса она никогда не говорила ни о какой политике".

Один сотрудник, который работал в тесном сотрудничестве с Уол, добавил, что она редко выражала несогласие с тем, как канал преподносил новости. "У нас по утрам проходят планерки, на которых можно задать вопросы, что-то прокомментировать или выразить беспокойство, однако Лиз редко пользовалась этой возможностью", – заявил этот работник.

Как рассказывают ее бывшие сотрудники, Уол поехала в Нью-Йорк на собеседование в недавно открытом канале Al-Jazeera America. В декабре она призналась другу в RT, что «очень подавлена» – на собеседовании ей отказали. Она была в отчаянии, жалуясь, что не появлялась в эфире RT в роли ведущей уже целых полгода из-за понижения.

В то время, по словам одного сотрудника, Уол заявила тому же коллеге, что с ней связался неназванный человек, который хотел, чтобы она помогла ему подорвать позиции RT. "Лиз сказала мне: „Я работаю с человеком, который хочет уничтожить RT и хочет, чтобы я написала разгромный текст“, – рассказал нам этот сотрудник. – Она спросила меня, что я думаю по этому поводу, и я ответил, что это темное дело, в которое ей не стоит ввязываться. Она сказала: „Ты прав“.

Этот сотрудник также добавил: "(Керчик) явно пытался на протяжении некоторого времени внушить ей, что сделать так необходимо".

Когда Уол выступала в различных передачах после ухода с RT, она придерживалась нехарактерного для нее тона, похожего на риторику холодной войны, свойственную таким неоконсерваторам, как Керчик. «Я долго над этим думала, особенно после принятия антигейских законов там (в России); я думала об этом и решила, что сейчас мы, возможно, приближаемся к еще одной холодной войне», – объяснила она пятого марта Лоренсу О'Доннелу в эфире MSNBC.

На следующий день Уол заявила в беседе с ведущим Fox New Нилу Кавуто, что "сейчас мы приближаемся к возможной холодной войне... Эта война слов – часть (путинской) стратегии".

Когда 15 минут Уол подходили к концу, Керчик в интервью спутниковому каналу Channel News Asia, финансируемому автократическим правительством Сингапура, в ответ на вопрос о российских махинациях в Крыму призвал к "высадке войск в соседних странах-членах НАТО... чтобы показать русским, что мы настроены серьезно".

И это было только началом того "сплочения", о котором говорил Кристол из FPI.