Новости
Мэрия Екатеринбурга продолжает играть в "наперстки" и требовать с области возвращения вымышленных долгов
Экономика | Свердловская область | Уральский ФО

Депутаты Екатеринбургской городской думы на сегодняшнем заседании подготовили обращение к своим коллегам из Законодательного собрания Свердловской области. Народные избранники хотят вместе разобраться в "транспортном вопросе", который уже не первый месяц не дает покоя ни депутатам, ни чиновникам администрации Екатеринбурга, ни льготникам. В документе депутаты гордумы просят коллег принять нормативно-правовой акт, регулирующий компенсацию проезда льготников в городском общественном транспорте. Между тем, у "серого дома" свои планы: мэрия надеется получить от области порядка 1,5 млрд рублей (накануне на заседании рабочей группы цифра звучала как 1,7 млрд) на покрытие долгов перед транспортными компаниями, передает корреспондент Накануне.RU.

На заседании гордумы депутаты практически единогласно проголосовали за принятие проекта обращения к депутатам ЗакСО, выработанного рабочей группой городской думы. Обращение касается наболевшего "транспортного вопроса", обсуждение которого идет не первый месяц. В ходе заседания вице-мэр Екатеринбурга Александр Высокинский в очередной раз объяснил, каким образом, по мнению горадминистрации, образовались огромные долги перед городскими перевозчиками.

"Речь сегодня, действительно, идет о соглашении, под которым стояла виза моя и виза тогдашнего заместителя председателя правительства Свердловской области Гредина. Свердловская область была одним из последних субъектов Российской Федерации, которая переходила на монетизацию льгот: все субъекты прошли этот процесс в 2006-2007 гг., и он прошел более мягко, потому что экономика была более устойчива, 2008-2009 гг. - кризис.Что было сделано: количество денег, которое область тратила на поддержку транспортников, на дотации транспортникам, были просто разделены на количество льготников, потому что других денег у области не было. Мы получили сумму 275 рублей, что означало 20 поездок на каждого льготника. Несмотря на то, что город не является субъектом принятия решений в рамках государственной монетизации льгот и у нас есть все основания постоять в сторонке и подождать, когда  граждане выйдут на улицу, потому что их права ущемляются, мы выступили с четкой позицией, что этого допускать нельзя. Естественно зашли в диалог со Свердловской областью и был предложен проект, который был утвержден на совещании у губернатора Свердловской области. Согласно ему, мы предоставляли право безлимитного проезда. Было принято решение, по которому льготникам городского реестра деньги выплачиваются городским бюджетом, льготники федерального и областного реестра будут оплачиваться за счет ресурсов Свердловской области. Фактически происходила ситуация того, что мы на каком-то этапе поняли, что область недовыполняет свои обязательства", - рассказал Высокинский.

Он также отметил, что в настоящее время складывается "не очень верная ситуация, когда процесс выполнения соглашения на уровне субъекта и муниципального образования город Екатеринбург мы перестаем обсуждать, последнее время все время обсуждается, что наши предприятия в долгах".

И действительно, тема долгов транспортных МУПов сегодня не раз была поднята депутатами гордумы. Так, по информации чиновников "серого дома", в настоящее время долги транспортников исчисляются огромными суммами и составляют порядка 1,5 млрд. руб. Ситуацию осложняет и то, что частные перевозчики за возвращением долгов обращаются в суд, который, как правило, оказывается на их стороне. Что касается МУПов, то здесь ситуация критическая. 

"Муниципальные предприятия сегодня находятся в критическом состоянии. Мы говорим и том, что возможно банкротство муниципальных предприятий, стоимость имущества которых составляет миллиарды рублей. Это наши с вами деньги, это деньги горожан. У нас на пределе выплаты по заработной плате, долги по дизельному топливу и электричеству. Рано или поздно нужно будет прийти и ответить тому же прокурору, кто довел до банкротства муниципальные предприятия, было это умышленное банкротство и так далее", - отметил Александр Высокинский

Стоит отметить, что депутаты в свою очередь поставили вопрос о грамотности и компетентности руководства МУПов: не сыграли ли топ-менеджеры предприятий свою роль в скорбном положении МУПов. "Руководство МУПов никак не оценено: на предприятиях бардак. Необходимо оценить эффективность их работы и провести конкурс по замене должностей", - выступили с предложением народные избранники.

Кроме того, депутатов интересовало, не повлияла ли на работу муниципальных транспортников деятельность частных перевозчиков, создающих конкуренцию МУПам. Вдобавок, в очередной раз была поднята тема доходов от рекламы: цифры выглядят несколько странными и, откровенно говоря, заниженными. МУПы могли бы получать гораздо больше денег от рекламы, вместо этого, львиная доля доходов достается частным рекламным компаниям. При этом, по словам чиновников мэрии, та схема, которая "в настоящее время работает по рекламе, приносит максимум, который может приносить". 

Добавим, что в необходимости обращения к коллегам из заксобрания никто из депутатов городумы не сомневался. Некоторые вопросы у народных избранников вызвала сама форма подачи информации в документе, однако после внесения некоторых поправок, проект обращения был принят.

В обращении депутаты просят включить членов рабочей группы по "транспортному вопросу" ЕГД в рабочую группу ЗакСО, принять нормативно-правовой акт, регулирующий процесс компенсации проезда в городском транспорте льготных категорий граждан, а также выделить из областного бюджета 1,5 млрд рублей на погашение долгов транспортников. 

По всей вероятности, ввиду последнего, чиновники "серого дома" сегодня не раз заявили, что готовы налаживать диалог с областью и "абсолютно на это согласны". При этом добавили, что в этом вопросе городской администрации и депутатам гордумы "нужно выступить с общей позицией". 

Между тем, депутаты не спешат объединяться с мэрией: где гарантии, что погашенные долги, при условии, что область все-таки выделит эти деньги, не появятся вновь. 

"Опять не определены ни цели ни задачи, мы опять говорим, дайте нам деньги. Да, соглашение выполнять надо, но друзья мои, мы получим 1,5 млрд, раздадим их за долги и что дальше? А дальше мы накопим новые 1,5 млрд. Я так и не понял, откуда они, опять эти "наперстки", начались. На мой прямой вопрос мне ничего не ответили, сказали - "Это те убытки, которые сформировались". Это ответ? Нет, это не ответ. Сегодня я вижу бардак на предприятии. Мы, как рабочая группа, поработав, поняли одно, что есть прорехи. Пусть это прорехи не в 200 млн, как сейчас принято говорить, пусть это прорехи в 20 млн, но это колоссальная сумма даже в год. Пусть она не покрывает тех убытков, но она четко говорит об эффективности работы директоров предприятий. Нужно ставить вопрос о смене руководства с обязательным условием критериев эффективности: по каким критериям будем оценивать, что будет считаться успешным управлением? Когда мы этот критерий получим и получим более эффективное руководство, тогда сможем говорить в полной мере: область, выполняйте свои обязательства", - заявил после заседания депутат гордумы Илья Лобов.

Добавим также, что на одном обращении в адрес депутатов заксобрания екатеринбургские народные избранники останавливаться не собираются, а планируют продолжить свою работу по "транспортному вопросу". Так, в частности, это касается вопроса доходов МУПов от рекламы, который по-прежнему остается открытым. Об этом сегодня сообщил депутат гордумы Антон Шевелев. 

"Предприятия заявляют, метрополитен получил за 2013 год 19 млн рублей - прибыль от рекламы, а ТТУ - 16 млн рублей. Цифры просто несопоставимые. Будем разбираться в этом вопросе", - сообщил Шевелев. Он также отметил, что в разработке предложений по повышению эффективности работы транспортников "отчасти могут принимать участие депутаты". "Сегодня, например, были озвучены такие вопросы, как перехваточная парковка. Если человек, к примеру, едет от драмтеатра до Химмаша, этим маршрутом пользуется малый поток граждан, почему бы не разгрузить маршрут", - уточнил народный избранник.

Ирина Гордеева