В ходе научно-практической конференции, организованной комитетом Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, министр регионального развития Игорь Слюняев заявил, что доля каждой субсидии субъектам Российской Федерации будет увеличена, однако общее количество субсидий сократят в два раза, передает корреспондент Накануне.RU.
"Мы увеличим долю субсидий, однако также необходимо совершенствовать правила предоставления субсидий. Так, количество субсидий будет сокращено до 80 в 2014 году, до 60 - в 2015 году, до 42 в 2020 году. Переход к предоставлению консолидированных субсидий обеспечивает расширение самостоятельности регионов для выбора приоритетных направлений финансирования, а также позволяет сократить количество административно-правовых процедур, сопровождающих такие субсидии", - сказал Слюняев.
По его словам, доля субсидий субъектов РФ к 2014 году увеличится на 25%, а к 2020 году – на 55%.
"Кроме того, Минрегион подготовил проект постановления, который уточняет порядок формирования предоставления субсидий субъектам РФ. Проект постановления предусматривает снижение нагрузки на бюджеты субъектов РФ за счет снижения требований к уровню мероприятий для финансирования", - добавил министр.
В свою очередь, министр финансов Антон Силуанов отметил, что нужно сокращать и объем требований к субъектам РФ.
"Количество субсидий должно быть сокращено, но объем ресурсов и объемы требований к субъектам РФ по участию в финансировании мероприятий при предоставлении субсидий нужно сокращать", - сказал Силуанов.
Министр добавил, что субъектам также нужно предоставить больше прав, в том числе и в вопросе управления своими расходами.
"На 2013 год дефицит бюджета составил 642 млрд рублей. У нас никогда не было таких дефицитов. Особых изменений не предвидится, мы не можем прогнозировать увеличения прибыли предприятий, а значит, не увеличится налог на прибыль, налог на прибыль физлиц также не будет расти, а расходные обязательства регионов останутся. Поэтому надо давать больше прав регионам в управлении своими расходами, это очевидно. А возможность большего маневра в расходных обязательствах, безусловно, один из существенных элементов бюджетного федерализма", - пояснил Силуанов.
Он также напомнил о госдолге субъектов РФ, который растет с каждым годом.
"Мы не можем допустить дефолта, однако объем долга субъектов РФ растет и растет, и, в первую очередь, перед коммерческими банками. Объем коммерческой задолженности за прошлый год увеличился с 438 млрд до 700 млрд руб., это колоссальная нагрузка, увеличились задолженности и по бюджетным кредитам", - сказал министр.
"В связи с этим нужно, чтобы те регионы, которые превысили 50% порог долга по налоговым и неналоговым доходам, должны попасть под особый контроль. Мы готовы с ними идти на рефинансирование коммерческого долга, более дорогого более дешевым бюджетным долгом. Но если мы говорим о превышении порога, то и субъекты должны принимать более жесткие обязательства. Они также должны попасть под более пристальный контроль и со стороны правительства, и со стороны Счетной палаты", - добавил он.
В свою очередь, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила, что бюджеты субъектов были уменьшены из-за создания консолидированных групп налогоплательщиков.
"К сожалению, пока Федеральная налоговая служба не знает, в какой мере снижение поступлений в бюджеты субъектов обусловлено созданием консолидированной группы налогоплательщиков, однако проблема очевидна, и мы должны активно заняться ее решением. Уже сейчас создана рабочая группа Совета Федерации и Минфина, и рассчитываю, что уже в конце апреля на пленарном заседании будут заслушаны доклады Минфина и председателя комитета по бюджету Сергея Рябухина о результатах продленной работы. Но уже сейчас можно говорить о том, что наиболее пострадавшим регионам будут выделены дополнительные дотации из федерального бюджета", - сказала Матвиенко.
В ходе конференции также была затронута еще она немаловажная тема – разрыв бюджетов между разными регионами.
"Особенностью российских бюджетов является то, что у нас они очень неоднородные. Если посмотреть на валовой региональный продукт, то регионы отличаются друг от друга в несколько десятков раз. Так, разрыв между Сахалинской областью и Республикой Ингушетия - 20 раз. Поэтому вопросы межбюджетного выравнивания являются крайне важными", - сказал Силуанов.
Однако, несмотря на такую разницу в бюджетах, по мнению министра, оставлять доходы в субъектах РФ, без передачи на федеральный уровень, пока рано.
"У нас в 10 регионах аккумулируется 71% от налоговых доходов НДС, 91% НДПИ и 61% налога на прибыль. То есть если передать доходы с федерального на субъектовый уровень, богатые регионы станут только богаче, а бедные – беднее", - пояснил Силуанов.
Он добавил, что в этой связи нужно стимулировать регионы, чтобы те сами хотели получать больше доходов, а если и оставлять часть доходов субъектам, то "аккуратно".
"Такая разница между бюджетами субъектов указывает на необходимость поддержки наиболее бедных регионов, также необходимо разработать дополнительные стимулы развития регионов с низким уровнем бюджетной обеспеченности, кроме того, нужны компенсации выпадающих доходов в виде дотаций", - согласился Слюняев.
По итогам конференции участники пришли к выводу, что Совет Федерации и Госдума при разработке новой редакции Бюджетного кодекса должны подготовить предложения по разграничению доходов между федеральными и региональными властями. Кроме того, участники порекомендовали Правительству РФ разработать новую стратегию развития внебюджетных отношений в России.