Законопроект, формализующий будущую реформу местного самоуправления (МСУ) будет рассмотрен в ближайшие недели, и уже несколько месяцев не утихают споры вокруг его основных положений. Эксперты Фонда развития гражданского общества, которые первыми озвучили идею ступенчатого муниципального управления полностью поддерживают законопроект и считают его механизмом "подлинно народной демократии", передает корреспондент Накануне.RU.
В своем послании Федеральному собранию 12 декабря 2013 года президент заявил, что необходимо совершенствование механизмов местного самоуправления с тем, чтобы сделать муниципальную власть "на расстоянии вытянутой руки" от избирателей. Уже через считанные дни довольно объемный доклад на эту тему представил Фонд развития гражданского общества. Среди прочего, там описывался механизм введения районных, внутримуниципальных представительных органов и ступенчатые выборы гордум и мэров в крупных городах. Именно этот принцип стал доминирующим во внесенном законопроекте.
"Было послание президента, где реформа была частично отражена, но там не был представлен механизм. Эксперты фонда согласны с тем, что мы должны говорить о том, что крупные города должны иметь ступенчатую систему управления. Такая система была всегда, еще до 131 закона, например, в Москве и Санкт-Петербурге, – назначаемые, подчиненные региональной власти чиновники и избираемые руководители первого уровня власти. Ахиллесова пята здесь – деньги. Эти межбюджетные отношения сейчас являются тормозом, потому что непонятно, как они пойдут за полномочиями. Делиться деньгами всех между всеми – очень тяжелая задача. Думаю, как только с деньгами разберутся, реформа приобретет свой законченный вид", – прокомментировал нынешний вид муниципальной реформы председатель экспертного совета ФоГРО Леонид Давыдов, отвечая на вопрос Накануне.RU на пресс-конференции, посвященной открытию уральского филиала фонда.
С тем, что все упирается в деньги согласился руководитель регионального филиала Анатолий Гагарин. Однако, даже в том виде, который прописан сейчас, понятно, что районы будут заинтересованы в развитии малого бизнеса на своей территории, поскольку налоги от его деятельности будут оставаться в районах..
"На уровень районов будут отданы именно вопросы, связанные с жизнью районов. Налоги от малого бизнеса будут отданы в районы, они будут контролироваться депутатами, и у самих депутатов появляется заинтересованность в развитии малого бизнеса, налоговой базы. Мы уходим от того, что районы находятся в положении просящей инстанции. Они получают возможность для зарабатывания денег, которые они не теряют, а оставляют под контролем. В этом смысле, это восстановление старых норм, которые были формализованы. В них внедряется дух реального муниципального самоуправления", – пояснил Гагарин, назвав такой проект реформы "проектом народной демократии", который напоминает "полисную демократию древней Греции".
Однако, речь не столько о деньгах, сколько о том, что на местах произойдет серьезное структурное изменение конфигурации власти.
"Это, безусловно меняет всю конфигурацию власти. На протяжении многих лет возможности управления районов были переданы наверх, районы были обескровлены и обессилены, а теперь эти полномочия им возвращаются и им добавляются новые полномочия", – уверен политолог.
По мнению Леонида Давыдова, реформа призвана, кроме того, укрепить властную вертикаль и снизить градус вечных конфликтов в парадигме "город-область".
"В 99% субъектов присутствуют противоречия, существующие между губернаторскими командами и командами мэров городов столиц регионов. Если вы думаете, что Екатеринбург и Свердловская область уникальны в этом отношении, то я вас уверяю, что это не так. Я знаю только одного губернатора, который бы сказал мне, что имеет хорошие отношения с мэром административного центра. Эта система, если будет внедрена, снимает это противоречие. В этом случае, руководители столичного города становятся де-юре членами команды губернатора", – отметил эксперт.