Новости
Депутаты заподозрили "серый дом" в намеренном банкротстве транспортных МУПов: ЕМУП МОАП берет многомиллионный кредит в ЕМБ
Общество | Свердловская область | Уральский ФО

Областные депутаты заподозрили чиновников "серого дома" в подготовке к намеренному банкротству транспортных МУПов. На этот раз внимание депутатов привлек ЕМУП Муниципальное объединение автобусных предприятий (МОАП), который не так давно при 170 миллионном долге взял в "Банке "Екатеринбург" (ЕМБ) 120 млн руб. на год. При этом залогом для кредита стал автобусный парк предприятия в количестве 42 автобусов НЕФАЗ и недвижимость по адресу Маневровая, 41. Соответствующая заявка размещена на официальном сайте госзакупок. Об этом в своем блоге сообщил депутат Законодательного собрания Свердловской области Андрей Альшевских, передает корреспондент Накануне.RU.

Согласно документам заказа, кредит предприятию нужен на осуществление уставной деятельности. В настоящее время МУП имеет задолженность по краткосрочным кредитам в общей сумме 170 млн. руб. При этом, берет займ еще на 120 млн. руб под 14% годовых. Новый кредит предприятие планирует погасить за год. В качестве залога - недвижимое имущество – здания и сооружения автобусного предприятия, расположенные по адресу улица Маневровая,41, а также автобусный парк - 42 автобуса НЕФАЗ. Ориентировочная рыночная стоимость недвижимости составляет 130 млн. руб., движимого имущества - порядка 44 млн. 602 тыс. руб. Обязательное условие – отсрочка оформления договора залога недвижимого имущества на 90 дней c момента оформления договора. 

Заявился и согласился на предложение только один банк - ООО "Банк "Екатеринбург", он же Екатеринбургский муниципальный банк.Соответствующая информация указана в протоколе рассмотрения заявок на участие, также опубликованном на сайте госзакупок.

"Ничего удивительного, что заявился и согласился на предложение только Екатеринбургский муниципальный банк (где, собственно, глава администрации Екатеринбурга Александр Якоб, его заместитель Александр Высокинский и другие видные товарищи в совете директоров), снижать ставку не стал. Нельзя исключать, что ЕМБ и является основным кредитором МОАПа, а новая ссуда выдается на погашение старой. И возможное развитие событий – обращение в Арбитражный суд на банкротство главного городского перевозчика", - отмечает депутат ЗакСО Андрей Альшевских.

Напомним, скандал вокруг транспортных МУПов разгорается уже не первый месяц. Мэрия Екатеринбурга грозится то отменить льготы на проезд в общественном транспорте, то увеличить стоимость проезда до 50 рублей. В противном случае чиновники "серого дома" предрекают скорейшее банкротство транспортных предприятий, к которому, как оказалось, сами могут иметь прямое отношение. При этом, по их мнению, все дело в том, что "область", якобы, не компенсировала проезд льготников.

В середине февраля депутаты нескольких фракций гордумы обратились к мэру уральской столицы Евгению Ройзману с просьбой назначить дату отдельных слушаний с участием чиновников мэрии по вопросу обоснованности тарифных ставок на проезд в муниципальном транспорте. Народные избранники уже не раз возмущались, что цена на проезд, которая в настоящее время составляет 23 рубля, является завышенной.

На все-таки состоявшихся слушаниях вице-мэр Екатеринбурга Александр Высокинский пытался убедить депутатов в том, что тариф, действующий в столице Урала, не только экономически обоснован, но и является критически низким. По его словам, тариф состоит из необходимых расходов – солярки, запчастей, зарплаты водителям, кондукторам, амортизации и прибыли. В настоящее время эта величина составляет 45-50 руб., она покрывается из собственных доходов предприятий и бюджетных субсидий, но область денег не дает и именно поэтому "город" накопил убытки на 1,5 млрд руб.

Чиновник также сообщил о соглашении, которое подписал еще "и.о. губернатора Гредин", по которому  "область" компенсировала проезд областных и федеральных льготников с 2009 года. Именно льготники, как выясняется, – корень всех зол, а именно их монетизированная часть пенсии в размере 275 руб., на которые они должны ездить безлимитно. Именно для решения этой проблемы была создана "Е-карта", которая позволяла всем льготникам, в том числе и пенсионерам, ездить без ограничений за 275 руб. в месяц. При этом, лишь 40% льготников относятся к "городской категории". Однако после смены губернатора область, якобы, перестала платить за "свои" 60% и буквально поставила весь муниципальный транспорт на колени. Основная проблема была связана с тем, что федеральный закон запрещал лимитировать количество поездок для льготников, поэтому, муниципалитету пришлось придумывать схему для выравнивания ситуации.

Завершая выступление, Высокинский подчеркнул, что если снижать билет ниже 23 руб. – то "это плохо кончится", поскольку даже из такого тарифа исключены расходы на амортизацию, то есть на ремонт, своевременное обслуживание и замену подвижного состава, а также нет возможности для роста зарплат муниципальным служащим.

По мнению чиновников "серого дома" выходов из сложившейся ситуации два: либо "область" выплачивает деньги, либо "город" повышает тарифы. Еще один вариант - сократить издержки: сократить маршруты, бензин, людей. В любом случае МУПы, по оценкам мэрии, на грани банкротства. 

У городских и областных депутатов к администрации города возникло много вопросов. Главный из них касается непрофильных доходов МУПов – сдаче имущества в аренду, рекламе, прокате, корпоративах и т.д. Здесь ситуация вокруг транспортных предприятий и вовсе докатилась до абсурда. Какие-либо финансовые документы по МУПам "серый дом" не предоставляет, а цифры по доходам от рекламы в общественном транспорте, озвучиваемые мэрией, и вовсе смешные, - занижены в несколько раз.

Добавим, что не так давно Федеральный Арбитражный суд Уральского округа поддержал позицию свердловского правительства, признав, что в компетенцию областных властей не входит выполнение обязательств муниципалитета по транспортному обслуживанию пассажиров.

Сами депутаты, так и не дождавшись документов от МУПов, обратились в прокуратуру. Вчера депутаты Законодательного собрания Свердловской области в ходе очередного заседания обратились к прокурору Свердловской области Сергею Охлопокову  с просьбой проверить обоснованность цен за проезд в екатеринбургском общественном транспорте. Глава областного надзорного ведомства в свою очередь сообщил, что подобная проверка уже проводилась и нарушений выявлено не было, однако тут же согласился "посмотреть еще". Является ли кризис транспортных МУПов искусственным и действительно ли их предприятия намеренно ведут к банкротству теперь будет проверять прокуратура.