В 2013-2014 учебном году в олимпиадах школьников, организованных авторитетными уральскими вузами и входящими в перечень РСОШ, приняли участие более 100 тысяч учащихся из 74 регионов России. Такие данные представила Накануне.RU Генеральный секретарь Российского Союза ректоров, Член Президиума Российского совета олимпиад школьников (РСОШ) Ольга Каширина.
По сравнению с прошлым годом, когда в олимпиадах вузов УрФО приняло участие около 1,5 тыс. человек из 36 регионов, число участников выросло почти в 70 раз, а число регионов в два раза.
По словам Ольги Кашириной, в 2013-2014 учебном году Уральский федеральный округ подтвердил свои лидерские позиции в качестве общероссийского олимпиадного центра: "Школьники из большинства российских регионов избрали уральские олимпиады для того, чтобы испытать себя. Считаю, что большую роль в этом сыграл уникальный олимпиадный эксперимент РСОШ и Союза машиностроителей России по формированию нового типа промышленно ориентированных олимпиад. Я имею в виду олимпиаду "Звезда – таланты на службе обороны и безопасности", которая была организована на площадке Южно-Уральского государственного университета с участием 34 вузов и оборонных предприятий нашей страны. Это самый масштабный и успешный проект в истории Совета олимпиад. Он соединил потребности предприятий в активизации интереса школьников к инженерной профессии с серьезными творческими заданиями, которые позволили и школьникам, и вузовским преподавателям реализовать свой творческий потенциал. Кроме того, эта олимпиада несет серьезный заряд патриотизма".
Победителями и призерами уральских олимпиад стали 2 тыс. ребят. Более 2/3 участников составляют учащиеся невыпускных классов, которые, по словам Генерального секретаря РСР, "это очень показательно, так как олимпиады позволяют школьникам опробовать свои таланты при решении реальных производственных задач, применить их в различных профессиональных практиках".
Наиболее активными "олимпиадными" вузами Урала, наряду с ЮУрГУ, Каширина назвала Уральский федеральные университет имени первого президента России Б.Н.Ельцина, Тюменский государственный университет, Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова, Челябинский государственный университет.
- Ольга Валентиновна, РСОШ – это утвердившаяся система вузовских олимпиад. Каков главный вопрос ее текущей повестки?
- Годовой олимпиадный цикл закончился. Сейчас важно оценить результат как на количественном, так и на качественном уровне. Оценить каждую олимпиаду, каждое олимпиадное задание, условия их проведения и зафиксировать этот уровень в соответствующем нормативном правовом документе.
- То есть продолжается экспертная работа?
- За цифрами олимпиадной статистики стоит колоссальная работа более чем 300 экспертов Совета олимпиад, которые обеспечивают бесперебойное функционирование экспертной системы РСОШ. Я согласна с теми, кто усматривает в четкой отстроенности наших экспертных процедур свидетельство зрелости вузовских олимпиад в целом.
Судите сами, не менее двух экспертных комиссий проводят независимую оценку олимпиад на входе, рассматривая заявку организаторов на включение в ежегодный Перечень Минобрнауки России, и потом по итогам реализации – в ходе инспекционных проверок и системного анализа отчетной документации.
Мы добились максимально возможного уровня объективности оценки олимпиад, привлекая к экспертизе специалистов из различных регионов и вузов, а также за счет регулярной ротации экспертов. И сегодня наша экспертная система признана в российской образовании одной из самых эффективных.
- С чем связано такое внимание к экспертизе?
- С приоритетом качества вузовских олимпиад. Мы ответственны за качество перед школьниками, их родителями, обществом в целом. Ведь качество олимпиады это не цифры – за ними стоит судьба 1,5 млн наших детей – именно столько приняли участие в соревнованиях РСОШ в целом в нынешнем учебном году.
Четыре года назад Совет олимпиад принял решение о разделении проверки качества олимпиад на два этапа: оценка заявок и оценка отчетов. Это позволило не допустить той коррупционной коррозии, которую сейчас пытаются изжить в ЕГЭ. Это решение позволило сделать систему одновременно устойчивой и способной к развитию. Ведь развитие без контроля качества не может быть.
- Как выражается оценка качества?
- Очень просто: по итогам проведения олимпиадам присваиваются уровни, которых всего три. Уровни позволяют сбалансировать академические потоки талантливой молодежи - развивать межрегиональную мобильность талантов, мотивировать их оставаться в регионах.
Говорю об этом с уверенностью, поскольку эти тенденции неизменно подтверждаются исследованием академической мобильности дипломантов олимпиад: победители олимпиад 1 уровня неизменно предпочитают поступать по окончании школы в вузы Москвы и Санкт-Петербурга, тогда как дипломанты олимпиад 2 и 3 уровня, как правило, ориентированы на вузы своих или соседних регионов.
Не случайно из года в год Уральский федеральный округ – в числе лидеров по притоку дипломантов олимпиад из различных регионов. Это означает, что трехуровневый подход РСОШ работает как на развитие региональных вузов, так и на укрепление кадрового потенциала территорий.
- В последнее время складывается впечатление о некотором "наступлении" на олимпиады: несмотря на риторику об их важности, например, принято решение о верификации олимпиадных результатов сдачей ЕГЭ…
- При внедрении механизмов, формально, способствующих повышению эффективности какого бы то ни было процесса, важно помнить цель, ради которой этот процесс существует. А цель развития олимпиадного движения была определена президентом России В.В. Путиным при организации Совета олимпиад: чтобы в каждом регионе на массовой основе, по сути, в каждом ребенке был найден и развит талант. Совет олимпиад создавался для того, чтобы заразить творчеством массы. И введение в интересах маргинальных академических групп инструментов, которые ограничивают творческое развитие детей, категорически недопустимо. Необходимо не ограничивать олимпиадное движение присутствием его в головных вузах центральных регионов, а сделать его максимально широким, вовлекая в него школьников из всех, даже самых удаленных населенных пунктов нашей большой Родины и создавая для них условия для саморазвития в регионах их проживания. Таланты должны служить Отечеству.