Новости
Россия безнадежно отстала от США: нужно 10 лет и 300 млрд рублей, чтобы создать авианосец нового поколения
Армия и ВПК | В России

России потребуется около 10 лет и до 300 миллиардов рублей на создание авианосца нового поколения, сообщил гендиректор ОАО "Невское ПКБ" Сергей Власов. Это проектно-конструкторское бюро разрабатывает проекты авианосцев для ВМФ РФ. Тем самым он подтвердил, что Россия безнадежно отстает в этом плане от США, которые уже в 2015 году должны полностью завершить строительство передового авианосца нового класса Gerald Ford (CVN-78).

"Сегодня на российский перспективный авианосец технического задания нет. Стоимость таких кораблей варьируется от 100 до 300 млрд рублей. От начала создания проекта до подъема флага уйдет примерно 10 лет. Авианосцы включены в программу кораблестроения до 2050 года, но они по срокам стоят там дальше, чем хотелось бы", - рассказал Власов в интервью ИТАР-ТАСС.

При этом Власов подчеркнул, что сейчас в отечестве есть все поставщики уникального оборудования, необходимого только авианосцам. "Аэрофинишеры, удерживающие устройства, электроприборы и светотехника, радиосвязь и электроника, навигационные системы - все это можно сделать. Какое-то оборудование придется закупать за рубежом. Но чем дольше откладывать начало работ, тем будет сложнее", - отметил гендиректор ПКБ.

Также он рассказал, что в России уже ведется работа по созданию электромагнитной авиационной пусковой установки (катапульты) для авианосцев. Ее созданием занимается отечественная организация, но "название ее называть пока рано", сказал Власов. Также он отказался прогнозировать, сколько времени уйдет на эту разработку в нашей стране.

"Проблема в том, что американцы над этим работали более 10 лет. Они свою первую электромагнитную катапульту только в 2016 году будут устанавливать на новый авианосец Gerald Ford ", - добавил гендиректор "Невского ПКБ".

При этом, по данным из открытых источников, надежность паровой катапульты пока чуть ли не на два порядка выше, чем у электромагнитной: число критических отказов на определенное количество пусков у этого нового механизма пока очень велико, подчеркнул он. Паровой же катапультой в России сейчас никто не занимается, поскольку для нее необходима атомная энергетическая установка, пояснил Власов.

Катапульта на авианосце необходима для разгона самолетов радиолокационного дозора или тех воздушных судов, тяговооруженности которых не хватает на взлет с трамплина (носовая оконечность авианосца). Электромагнитная катапульта - это устройство, при котором самолет будет разгоняться линейным индукционным двигателем. Этот принцип используется на монорельсовых дорогах.

В феврале Власов рассказывал на 8-й международной выставке сухопутных и военно-морских вооружений "ДЕФЭКСПО-2014", что возглавляемое им ПКБ в инициативном порядке разрабатывает проекты авианосцев трех типов для ВМФ РФ легкого, среднего и тяжелого. Эти работы позволят в короткие сроки перейти к проектированию авианосца выбранного типа, если такое решение будет принято, отмечает гендиректор.

О том, что военно-морской флот России нуждается в современных авианосцах, руководство ВМФ говорит уже не первый год. В 2009 году в Главном штабе ВМФ утверждали, что Концепция развития ВМФ России, рассчитанная на период до 2050-2060 годов, предусматривает создание пяти-шести авианосных групп, их строительство предполагалось начать с 2012 года. Однако бывший министр обороны Анатолий Сердюков заявлял, что на все это нет денег.

С приходом Сергея Шойгу на пост глава Минобороны разговоры о новых авианосцах возобновились. "Для нас это очень нужно", - заявлял главком ВМФ страны Виктор Чирков журналистам в ноябре 2012 года. Тогда он сообщил, что уже "идет работа по определению облика нового авианосца", а разработка аванпроекта авианосца должна быть завершена в рамках Госпрограммы вооружения до 2020 года.

В настоящее время в составе ВМФ России находится единственный тяжелый авианесущий крейсер Адмирал Кузнецов".