Новости
Анатолий Вассерман назвал четыре книги, способные сформировать цельную картину мира
Общество | Свердловская область | Уральский ФО | В России

Известный журналист, победитель множества интеллектуальных игр Анатолий Вассерман поделился с журналистами и участниками конференции Евразийского экономического форума молодежи своими методами повышения эрудиции и построения цельной картины мира, передает корреспондент Накануне.RU.

Вопрос, заданный интеллектуалу, касался целесообразности внедрения в школах уроков по скорочтению. Анатолий Вассерман признался, что никогда не учился этому навыку, но не жалеет об этом. "Я успеваю обдумывать все, что читаю, и боюсь, что если бы я учился скорочтению, то я бы рисковал не успеть обдумать что-то из прочитанного, и оно так бы и оседало мертвым грузом. Поскольку каждый прочитанный нами факт важен не сам по себе, а как элемент общей картины, и обдумать прочитанное – означает найти ему место в общей картине, и установить связи с другими элементами картины и дорисовать ее на этом основании", - пояснил эксперт.

Вассерман напомнил, что до начала 70-х годов образование развивалось в сторону совершенствования методов построения цельной картины мира – представления о мире, как результата взаимодействия общих закономерностей. "Когда у вас есть навыки изучения этих закономерностей и элементарные навыки выведения следствий из них, вы уже знаете о мире достаточно много, чтобы самостоятельно в нем ориентироваться. Каждый новый факт, который вы узнаете, каждое новое рассуждение становится частью этой картины. Оно обрастает множеством ассоциаций, и мнемонические техники становятся не нужны. Большая часть мнемонических приемов связана с тем, что вы формируете какую-то картинку, в которую вписываете факт, нуждающийся в запоминании. Когда у вас есть уже сформированная цельная картина мира, формировать отдельную картинку специально для запоминания какого-то факта не требуется", - добавил Вассерман.

Интеллектуал убежден: экономические и политические властные структуры всеми силами пытаются разрушить цельную картину мира. Мнемонические приемы – как раз-таки один из способов предотвратить ее образование в сознании граждан. Эти методы свойственны западной системе образования, которая стремится сделать так, чтобы учащиеся даже не подозревали о возможности цельной картины мира. "У цельной картины мира есть еще одно важное свойство: если какой-то факт в нее не вписывается, то либо этот факт неверный, либо с картиной мира что-то не в порядке. В силу того, что цельная картина мира позволяет замечать ошибки и в фактах, и в теориях, она очень полезна тому, у кого она есть, но вредна манипуляторам. В идеале, человек прошедший обучение по современным западным методикам, представляет мир как мешанину разрозненных фактов, никак не связанных друг с другом. Понятно, что такое образование неэффективно. Такое образование неэффективно, оно приводит в конечном счете к тому, что специалист превращается в дрессированную обезьяну, умеющую в ответ на вспышку конкретной лампочки нажимать на конкретную кнопку, совершенно не представляя себе, что стоит за этими лампочками и кнопками. К сожалению, сейчас система образования деформируется именно в эту сторону. Мнемонические приемы нужны в такой системе образования, потому что она не дает естественной опоры для образования цельной картины мира", - рассказал Вассерман.

В заключение победитель множества интеллектуальных игр поделился с присутствующими секретом, как собственными усилиями сформировать цельную картину мира. "По моим наблюдениям, для того, чтобы хотя бы в общих чертах сформировать достаточно полную и надежную картину, достаточно прочесть и хорошенько обдумать четыре книги: Фридрих Энгельс "Анти-Дюринг", Станислав Лем "Сумма технологий", Ричард Докинз "Слепой часовщик" и Дэвид Дойч "Структура реальности". Понятно, что эта картина будет достаточно схематичной, но хотя бы она будет цельной и достаточно достоверной, и совершенствовать ее можно в течение всей жизни", - резюмировал Анатолий Вассерман.

Анна Смирнова