Ученые ЦНИИмаш рассказали в чем причина постоянно гаснущих олимпийских факелов, передает корреспондент Накануне.RU.
Непосредственное отношение к созданию факелов и их функционированию, как известно, имеют предприятия Роскосмоса. Разработчиком и изготовителем этого символа зимней Олимпиады-2014 был Красноярский машиностроительный завод – Красмаш. Активно участвовал в обеспечении этой акции общечеловеческого значения и ЦНИИмаш.
Напомним, что Олимпийские факелы отличались крайней непостоянностью, постоянно потухая в руках олимпийцев.
Первый случай произошел 6 октября 2013 года. Прямо под стенами Кремля, на 20-й секунде забега, в руках у 17-кратного чемпиона мира по подводному плаванию Шаварша Карапетяна. Этот случай получил особый резонанс ещё и потому, что "прикурил" погасший факел оказавшийся поблизости сотрудник ФСО – и не олимпийским огнём из специальной лампадки, а обычной зажигалкой. (Кстати, это был не первый такой случай в истории: в 1976 году в Монреале мощный порыв ветра с дождём потушил даже не факел, а олимпийский огонь в чаше стадиона, а оказавшийся поблизости техник недолго думая поджёг его обычной зажигалкой. Позднее, конечно, для соблюдения традиции огонь был потушен и вновь зажжён от оригинала, как и в Москве). И это было только начало: за следующие два дня "прикуривать" "перо Жар-птицы" от специальной лампадки с олимпийским огнём пришлось четыре раза.
По словам пресс-службы ЦНИИмаша, чтобы срочно решить эту проблему, Роскосмос обратился к головным отраслевым институтам – ЦНИИмашу и Центру имени М.В.Келдыша с просьбой помочь коллективу Красмаша – разработчику и создателю факела.
"Инструкция по эксплуатации гласила: в дополнение к проверкам каждого факела на заводе-изготовителе непосредственно перед передачей факелоносцу осуществляется проверка подачи сжиженной газовой смеси к горелке факела. В соответствии с инструкцией проверяющий должен специальным ключом открыть кран подачи и по характерному шипению убедиться в том, что подача топлива осуществляется, а затем закрыть кран, удостоверившись по отсутствию шипения, что он действительно закрыт", - рассказали в пресс-службе.
По словам представителя ЦНИИмаш, эта технология неоднократно была опробована на заводе-изготовителе и казалась достаточно эффективной. Однако выяснилось, что при разработке не был учтён один важный психологический фактор. Дело в том, что после перекрытия краном подачи жидкой пропан-бутановой смеси жидкость, оставшаяся в трубках выше крана, продолжает кипеть, а образующийся при этом газ продолжает выходить с характерным шипением. Это происходит некоторое время после перекрытия крана.
"Для испытателей на заводе этот факт был само собой разумеющимся, и они его учитывали при приложении усилия на ключ крана. Но операторы, проверяющие факел перед передачей его факелоносцу, воспринимали продолжающее шипение после закрытия крана как сигнал, что усилия по закрытию крана недостаточно, и начинали прикладывать к ключу крана "силушку богатырскую". В результате приложения чрезмерного усилия в деталях крана возникали остаточные деформации. Эти деформации нарушали регулировку расходных характеристик устройства и при повторном открытии клапана в руках факелоносцев делали горение неустойчивым", - подчеркнули в пресс-службе.
"Когда авторитетные эксперты поняли механизм отказов, ими была предложена простая и достаточно легко реализуемая доработка конструкции. После внедрения Красмашем рекомендованных мероприятий случаи отказов прекратились", - заключили в пресс-службе.