Известная модель Наталья Водянова, основательница благотворительного фонда "Обнаженные сердца", курировавшего екатеринбургский детский дом-интернат, где накануне разыгрался настоящий скандал, прокомментировала ситуацию. Свое отношение к ситуации Водянова обозначила на своей странице в Facebook, передает корреспондент Накануне.RU.
"Я лично знакома с этим санитаром, которого сейчас обвиняют в насилии, его зовут Андрей. Андрей при встрече в интернате произвел впечатление симпатичного парня, помогал и общался. Но ты никогда не можешь сказать, что именно творится в душе или голове человека, который пережил неизгладимую травму, которую может нанести детство в подобных интернатовских условиях. Я бы и хотела сказать, что не могу поверить в происходящее, но это не так. Я, конечно, в шоке, но к сожалению, как раз очень хорошо представляю что может происходить в интернатах в России", - заявила модель.
В качестве подтверждения своих слов Наталья Водянова привела статистику от Генпрокуратуры за 2009 год. Согласно ее данным, 40% выпускников детдомов становятся алкоголиками, 40% попадают в тюрьму, 10% кончают жизнь самоубийством и только 10% могут устроится в жизни.
"И именно поэтому я все эти годы говорю про то, что в идеальном мире интернатов не должно быть вообще. По меньшей мере существующая система нуждается в серьезном реформировании, большей открытости. Чтобы такие случаи (а мы не знаем, что именно там происходит, но слышим об этом регулярно) поскорее всплывали на поверхность. Я хочу использовать возможность, которая возникла в связи с расследованием избиения детей санитаром дома-интерната в Екатеринбурге на Ляпустина, 4, чтобы обратить внимание всех на то, что происходящее в этом интернате - это лишь один случай того маленького ада, в котором живут наши дети-отказники. Особенно когда речь идет о самых беззащитных из них - детях с особенностями развития. Я хочу чтобы внимание СМИ, государства и общественных организаций было направлено не только на этот случай, но и на всю систему интернатов в нашей стране. Я вижу, что мое имя помогает привлечь внимание к тому, что происходит в нашей стране за закрытыми дверьми буквально в тысячах закрытых учреждениях подобных этому интернату", - отметила Водянова.
По словам модели, екатеринбургский интернат, о котором идет речь, - единственный, с которым фонд модели находится "на какой-то связи". Причина в том, что фонду, как и многим волонтерским организациям и другим НКО, доступ в такие заведения фактически закрыт: без разрешения официального опекуна, которым является директор интерната попасть в такие заведения невозможно.
"Все посещения – по заранее оговоренному "маршруту" - игровая и актовый зал. Как вы понимаете, реальную картину увидеть таким образом сложно. Хотя, конечно, можно представить, что при катастрофической нехватке персонала, в учреждении, где проживают около 400 человек, может происходить многое. Но что именно – можно только догадываться. В ту поездку в этом интернате в отделении для лежачих детей я “нашла” мальчика Егора. Он не говорил, был в смирительной рубашке и привязан за ногу к кровати. Когда я спросила, почему ребенок находится в таких условиях, то мне сказали, что он агрессивный и кусает других детей, и что он все равно не ходит. Когда я потребовала его развязать, Егор встал и побежал на кухню. Я была просто в ярости, а меня успокаивали объяснением, что на 50 таких как Егор детей в лежачем отделении выделено всего две ставки нянечек, которые только и успевают, что этих детей кое-как три раза в день кормить. Еще мне пытались объяснить, что Егор такой агрессивный из-за того, что от него отказались, когда ему было 8 лет, а не при рождении, как это бывает. Поэтому он такой “избалованный”. Именно жуткие условия в этом интернате и знакомство с Егором и его историей побудили меня расширить деятельность Фонда до развития услуг для семей, воспитывающих детей с особенностями развития, и таким образом попытаться предотвратить родительские отказы. На фотографии, где я с Егором, когда вернулась навестить его и других детей год спустя, он уже набрал несколько килограммов и повеселел. Если бы я не вступилась, то за этот год мышцы ног Егора в привязанном состоянии полностью атрофировались, и он бы действительно стал лежачим", - рассказала Водянова.
Напомним, накануне стало известно, что в детском доме-интернате для умственно-отсталых детей, расположенном по улице Ляпустина в Екатеринбурге, один из бывших воспитанников, ныне работающий санитаром, избивает мальчиков-воспитанников и заставляет их насиловать друг друга. В детском доме повальная нищета, а сотрудники боятся поднимать эту тему и обращаться в правоохранительные органы из-за того, что опасаются за свои рабочие места.
В настоящее время в целях выяснения всех обстоятельств случившегося следственным путем, по данному факту возбуждено уголовное дело по статье "Истязание в отношении заведомо несовершеннолетнего". Расследование уголовного дела находится на личном контроле руководителя следственного управления СК по Свердловской области Валерия Задорина.
Кроме того, к делу подключилась и прокуратура: организована проверка, в ходе которой надзорное ведомство намерено дать оценку Министерству социальной политики Свердловской области по осуществлению ведомственного контроля за деятельностью Екатеринбургского детского дома-интерната для умственно отсталых детей, за соблюдением прав и законных интересов детей-сирот.
Сове независимое расследование ЧП проводит и Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области Игорь Мороков. Уполномоченный по правам ребенка при президенте Российской Федерации Павел Астахов в свою очередь уже обратился к губернатору Свердловской области с просьбой взять расследование под свой контроль.