Новости
Урал ждет пришествие новых торговых центров
Экономика | Свердловская область | Уральский ФО

Вслед за открывшейся недавно 4-ой очередью ТРЦ "Гринвич" и ряда торговых центров районного формата Урал вновь готовится к пополнению. В этот раз Екатеринбург ждет четыре абсолютно новых ТЦ – на очереди: "Пассаж" и Astroom, а также два гипермаркета – "Максидом" и "ОКЕЙ", которым эксперты прочат весьма неоднозначное будущее.

На сегодняшний день в Екатеринбурге расположен 31 торговый центр. Согласно информации городского комитета по товарному рынку, средняя общая площадь ТЦ составляет 38 тыс. кв. м. Крупнейшие объекты - "Гринвич" и "МЕГА" - в сумме занимают площадь более 100 тыс. кв. м. Кроме того, на данный момент идет реконструкция ТЦ "Екатерининский", который откроется под новым именем "Глобус", обновлен и "Гермес-Плаза". До 2017 г. должна завершиться реконструкция ТЦ "Лимеранс", до конца текущего - "Галереи-11". В этом году также планируется достроить "Пассаж" на улице Вайнера и "Окей" на улице Шварца.

По данным специалистов, десять ТЦ в городе имеют торгово-развлекательный характер, восемь – мебельное и интерьерное направление. На каждые 100 кв. м торговой площади в ТЦ сейчас приходится три места на парковке, тогда как в норме их должно быть десять.

Нынешний год также ознаменуется для уральской столицы рядом открытий. Так, в 2014 г. в Екатеринбурге должно быть построено еще два крупных торговых центра. Один из них – "Максидом" – разместится на месте бывшего Паркового рынка. Главным магазином его первой очереди станет одноименный DIY гипермаркет. Эта сеть магазинов для дома, ремонта и строительства, которая также находится  в Санкт-Петербурге, по одному магазину расположено в Казани и Нижнем Новгороде. Первая очередь торгового центра займет около 20 тыс. кв. м, также там будет небольшая арендная зона и парковка.

Второй ТЦ, запуск которого запланирован на 2014 г. – девятиэтажный ASTROOM – расположится в районе улиц Машинная и Цвиллинга. Это интерьерный центр площадью 22,5 тыс. кв. м, который вместит около 300 мебельных брендов. В задумке собственников – сделать этот ТЦ целым мебельным городом, в котором разные виды продукции будут разделены по зонам.

Так, на первом этаже будут располагаться только паркинг, гардероб, зона загрузки товара и холл. На втором этаже разместятся кабинеты представителей мировых брендов и гостиные, на третьем  – отечественные производители и так далее.

Между тем, эксперты отмечают ряд тенденций, наметившихся на рынке торговых центров сегодня.

Это, в первую очередь, локализация ТЦ и ТРЦ.

"Современные торговые центры – будь то крупные, средние или малые – все чаще "уходят" в жилые отдаленные районы города, тем самым делая ставку на местных жителей, – рассказал Накануне.RU директор направления "торговая недвижимость" агентства "Город Е" Евгений Брода. – В первую очередь, это обусловлено дефицитом свободного места в центре, а также достаточно высокой стоимостью там квадратного метра. Кроме того, в центральных районах города крайне высокая конкурентность – есть явные монополисты, лидеры рынка, с которыми начинающим ТЦ тягаться крайне тяжело. Многие центры в свое время "не выжили" именно из-за этого".

При этом все больше жителей говорят о явных преимуществах ТЦ районного формата. Возможность, время и желание выезжать в центр города есть, отнюдь, не у всех горожан, поэтому наличие торгового центра в шаговой доступности является существенным плюсом.

В этом плане районный торговый центр всегда найдет "своего" покупателя, особенно если поблизости есть ЖК.

Флагманами этого направления являются "Парк Хаус", "Дирижабль", "Карнавал", "КИТ", которые успешно существуют на данном поприще в течение многих лет. В последние годы список пополнили новые имена: "Гранат", "Радуга-парк", "Комсомолл", "Ботаника-молл" и другие набирающие обороты крупные торговые площадки.

Еще одна явна тенденция современных ТЦ – специализированность: строительные, семейные, мебельные, фурнитура и текстиль, бытовая техника, деловой, fashion и так далее. Есть также универсальные. Выбор ТЦ именно такого формата дает его владельцам точно "попасть" на целевого клиента, заинтересованного покупкой определенного товара и предложить ему его в широком ассортименте с различными спецпредложениями, тем самым еще больше заинтересовав в посещении именно этого ТЦ. Есть более высокая вероятность стать лидером, монополистом в своем направлении.

Многофункциональность – еще одна характерная черта современных торговых центров, которые помимо торговых площадок включают в себя зону food-court, различные развлечения (кинотеатр, боулинг и прочее). Что создает дополнительный интерес к посещению центра.

Торговые центры современного поколения также находят различные "фишки" для привлечения в них покупателей. Так, например, особое внимание уделяется позиционированию, которое есть в названии: экомолл, шопинг-молл, fashion-молл и так далее. Таким образом, сразу задавая формат и направленность торгового центра.

Не последнюю роль в жизни ТЦ сегодня играют и различного рода эвенты (мероприятия, события, проекты), которые инициирует и проводит центр. "Ночи распродаж", показы мод, конкурсы красоты и так далее – сегодня все это расценивается экспертами как одни из эффективнейших инструментов для привлечения и удержания покупателей.

Вместе с тем, ряд экспертов отмечает, что сегодняшнее насыщение рынка Екатеринбурга торговыми центрами привело к снижению их посещаемости и падению среднего чека на 20-30%. В частности, об этом сообщает Накануне.RU генеральный директор одной их крупнейших в Уральском регионе управляющей компании R.management Алексей Мальцев.

По информации комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга, в настоящее время в Екатеринбурге на каждую тысячу жителей приходится 506 кв. м площадей ТЦ. Что является одним из самых высоких показателей в России. Для сравнения, в Москве на тысячу жителей приходится – 309 кв. м, Санкт-Петербурге – 429, Новосибирске – 311, а Ростове-на-Дону – 291 кв. м.

Несмотря на такие высокие показатели, уральские эксперты рынка торговой недвижимости в начале текущего года в массовом порядке официально анонсировали строительство до 2020 г. не менее 20 новых торговых центров.

"Несомненно, девелоперы будут затягивать сроки ввода в эксплуатацию ТЦ в Екатеринбурге. Рынок торговой недвижимости уральской столицы уже перенасыщен – число объектов растет стремительными темпами, а число арендаторов остается на прежнем уровне", - считает Алексей Мальцев. По его мнению, также торговым центрам фактически не хватает арендаторов – ни местных, ни федеральных.

Особенностью новых торговых площадей, по мнению специалистов, станет развлекательная составляющая – от аквапарка до центра театрального искусства. Амбициозные планы реконцепций есть и у существующих ТРЦ, где также сделают ставку на развлечения. Аналитики положительно оценивают такую тенденцию на рынке, но говорят о его перенасыщении и предполагают, что новые торговые центры столкнутся с проблемами при наборе пула арендаторов.

По прогнозам экспертов, при благоприятном развитии ситуации рынок торговых центров Екатеринбурга в 2014 г. может увеличиться в лучшем случае на 250-280 тыс. кв. м (из них примерно половина ранее планируемые объемы 2013 г.), что, безусловно, еще больше обострит конкуренцию в этом сегменте. В свою очередь, возрастающая конкуренция обязывает девелоперов, ведущих борьбу за покупателей, усиливать концептуальную составляющую своих торговых центров, в том числе и за счет реконцепций существующих объектов. Так, в новых и реконструируемых ТЦ Екатеринбурга уже запланированы планетарий, дельфинарий, океанариум (ТРЦ "Астра молл"), открытый парк аттракционов, театральная и концертная площадки (ТРЦ "Глобус"), тематические парковые зоны (ТРЦ "Радуга", ТРЦ "Глобус"). По словам специалистов, грядущие изменения в концепциях ТЦ так или иначе обнажают необходимость проведения реконцепции других торговых центров города.