Муниципальные думы Среднего Урала одна за другой рассматривают обращения против реформы МСУ в адрес Законодательного собрания Свердловской области, губернатора Евгения Куйвашева и полномочного представителя президента в УрФО Игоря Холманских. Вслед за Нижним Тагилом, где дума уже приняла такое обращение, сегодня документ рассматривали народные избранники Каменска-Уральского. Вердикт пока не вполне ясен - документ рассмотрен, но публиковать его "рано". В Екатеринбурге обращение одобрили на комиссии по местному самоуправлению, тем самым оно вынесено на рассмотрение гордумы 24 июня.
Суть текстов обращений во всех трех муниципалитетах сводится к одному: реформа МСУ пагубна. Среди аргументов: увеличение численности муниципальных служащих и "раздувание" штата чиновников с соответственной нагрузкой на бюджет; досрочное прекращение деятельности нынешних городских дум и внеочередные выборы; затраты на эти выборы; различие нормативного регулирования в области налогов, правилах благоустройства и многое другое.
Главный же довод сторонников реформы - приближение местной власти к населению, более эффективное решение насущных вопросов горожан.
В обращении екатеринбургской городской думы и вовсе говорится, что реформа ввергнет уральскую столицу в кризис.
Между тем, в настоящее время часть полномочий администраций и так переданы в районы. Так, например, именно районы следят за благоустройством вверенных территорий. Контроль за их деятельностью осуществляет администрация города, однако по факту, он оставляет желать лучшего. Наглядно это проявилось не так давно в Екатеринбурге.
Так, 16 июня сильный ветер, обрушившийся на город, повалил не один десяток деревьев и ломал крупные ветки, которые впоследствии падали на неудачно припаркованные поблизости автомобили. В результате такого обрушения было парализовано движение трамваев в одном из районов столицы Урала - ветка тополя упала поперек контактной сети. Не обошлось и без пострадавших: на одном из перекрестков в центре города сломанная ветка упала на толпу пешеходов, которые в это время ожидали зеленого сигнала светофора. Под "завалами" оказалась пожилая женщина. Выбраться "из плена" без чужой помощи она не смогла, помогали пенсионерке случайные очевидцы случившегося. В последствии женщина была госпитализирована в больницу с переломом голени.
Уже на следующий день пресс-секретарь мэрии Денис Сухоруков на вопрос Накануне.RU, как власти борются с последствиями сильного ветра и сломанными деревьями, посоветовал обратиться в районные администрации, отметив, что это именно их полномочия. Между тем, получить комментарий в районных администрация не представилось возможным: указанные на официальных сайтах телефоны попросту не берут. Не удалось этого сделать и сегодня. По сути, "серый дом" оказался не в курсе ситуации, следить за которой должны подконтрольные ему структуры, сами же структуры, в чьи полномочия входит деятельность, и вовсе оказались заняты непонятно чем: сломанные ветки и деревья до сих пор "украшают" екатеринбургские дворы.
Между тем, как известно, именно благоустройство, ЖКХ и дороги - те показатели, по которым в первую очередь горожане оценивают деятельность местных чиновников, поскольку сталкиваются с ними в повседневной жизни и в быту.
Банальная, на первый взгляд, ситуация позволила посмотреть на реформу МСУ с нового ракурса. Фактически администрации муниципалитетов, призванные контролировать деятельность районных администраций, в этой деятельности не слишком-то и усердствуют. Наоборот, городские ратуши рады "освободиться" от ряда полномочий, однако в то же время выступают против их "передачи" районам. Как результат - чиновники не только противоречат сами себе, но и действуют по принципу "и сам не ам, и другим не дам".
Еще одна проблема - слабый контроль со стороны депутатов. То, что большая часть думы Екатеринбурга "управляется" самой же мэрией - секрет Полишинеля. Все, что может народный избранник - это писать запросы и "контролировать" распределение бюджетных средств. Если бы спектр депутатских полномочий был расширен, увеличилась бы и эффективность - можно было бы говорить и о создании районных дум. С другой стороны, при расширении полномочий народных избранников до уровня контроля над районными администрациями, потребность в таких думах и вовсе бы отпала.
"Приближения депутатов районных или городских к народу не произойдет по одной простой причине - нет никаких полномочий. У меня главный вопрос: что изменится от того, что на 5 тыс. человек будет один народный депутат, у которого не будет никаких полномочий? Как он будет помогать людям решать вопросы? Сейчас в ведении депутатов 56 функций, у районных депутатов будет 14 функций, - в четыре раза меньше. Он вообще ни на что не сможет влиять", - отметил депутат Евгений Боровик в беседе с корреспондентом Накануне.RU.
Но народный избранник также подчеркнул, что абсолютно согласен с реформой МСУ в части усиления влияния на работу районных администраций. "Депутаты городской думы могут влиять на работу городской администрации, не очень сильно, но более или менее можно, на работу администрации района повлиять не может вообще никто. Создание районных дум - единственное, что может быть положительной чертой этих инноваций. Появится возможность формирования этих администраций и влияния на деятельность, в том числе финансово-хозяйственную, но при этом, ничто же не мешает изменить закон о местном самоуправлении, чтобы у городских депутатов появились полномочия контролировать деятельность районных администраций", - заявил депутат.
Аналогичного мнения придерживается и его коллега "по цеху" и партии эсер Илья Лобов. В разговоре с корреспондентом Накануне.RU он отметил, что пока об эффективности говорить преждевременно, однако он "за" расширение депутатских полномочий.
"Эффективно это будет или нет, можно будет говорить после того, как реформа будет принята. Я не берусь сейчас оценивать, насколько будет эффективна деятельность работы районных дум. Реформа МСУ не подразумевает расширение полномочий депутатов. У нас есть список полномочий и все, больше нам никто ничего не дает, только назначение глав администраций плюсом будет. Конечно, мы считаем, что расширение полномочий будет эффективным, они считают, что мы мешаем им работать. Мы считаем, что если у нас будут инструменты влияния на администрации, люди будут получать от нас помощь, используя данные полномочия. Администрация считает, что мы представительный орган и всего лишь учредитель, мы всего лишь задаем вектор развития, а как решать задачи - это их прерогатива ", - сообщил Лобов.
Между тем, эффективность все-таки будет и без расширения полномочий. Народные избранники, фактически, станут контролирующим органом районных администраций: ближе к народу, ближе к непосредственным исполнителям.
"Создание народных дум будет дисциплинировать нынешнюю местную власть на уровне районов. Кроме того, на уровень районов будут переданы очень конкретные, ясные полномочия, их 13, которые будут обеспечены деньгами. Сегодня районы живут по сметам. А смета - это не бюджет, это то, что вам отписали - "и будьте добры, в рамках этой сметы заниматься и образованием, и воспитанием, и благоустройством, но только в пределах этой сметы. На нее нет никаких нормативов. Она составляется по принципу "как главе администрации города интересно", - абсолютно субъективный подход. В результате реформы МСУ у районов будут реальные полномочия с реальными деньгами, а это основа повышения эффективности", - прокомментировал ситуацию корреспонденту Накануне.RU депутат гордумы Александр Косинцев.
Он также отметил, что принятием обращений в адрес областных властей муниципальные думы противоречат федеральной политике. Конкретным примером стало обращение, которое подготовили депутаты гордумы Екатеринбурга. Кроме того, противоречат администрации и сами себе.
"Город не хочет делиться полномочиями. В обращении, которое сегодня приняли депутаты гордумы на комиссии, явно написано о том, что обращаемся с просьбой не реформировать Екатеринбург, потому что "это приведет к кризису". Я считаю, этим обращением дана оценка местных депутатов тому закону, который прошел через Государственную думу, Совет Федерации и был подписан президентом РФ. Здесь принцип "Баба Яга против": что бы ни говорили, но против. Я считаю, что это неправильно. Противоречат сами себе и федеральной политике", - подытожил Косинцев.