Члены Совета Федерации намерены решить проблему оттока капитала через масштабную амнистию выведенных ранее из страны средств. Сенаторы Константин Добрынин и Юрий Бирюков разработали законопроект по амнистии для капитала, выведенного за рубеж. Они предлагают воспользоваться итальянским опытом: освободить капитал от уплаты налогов, введя только декларационный платеж в 2,5% от общей суммы возвращенных средств, пишет сегодня газета "Известия". В случае принятии законопроекта он вступит в силу с 1 января 2015 года.
В 2001–2002 годах в Италии была проведена одна из самых успешных в мировой практике экономических амнистий. Согласно разработанному властями Италии Декрету о легализации, заявитель обязан был заплатить 2,5% от задекларированной стоимости имущества или приобрести итальянские ценные бумаги на сумму, равную 12% от стоимости сокрытого имущества. Взамен налоговые органы выдавали специальные «сертификаты конфиденциального взноса», содержащие гарантии освобождения лица от подачи декларации, уплаты налоговых задолженностей и аудита средств, полученных до амнистии. Также гарантировалась полная конфиденциальность для налоговых и других государственных органов. Помимо этого власти Италии решили ужесточить и меры ответственности за нарушение налогового законодательства, введя штраф за сокрытие капитала или имущества — от 5% до 25% от суммы сокрытых средств плюс конфискация имущества на такую же сумму. По итогам, за первые два месяца возвратился капитал в размере €61 млрд, налоговые сборы составили €24 млрд.
Законопроект сенаторов "О порядке возврата в РФ активов" предполагает упрощенный порядок декларирования с целью обратного получения размещенных на банковских счетах за пределами Российской Федерации денежных средств. Как прописано в проекте амнистии, плательщики вправе перечислять денежные средства из иностранных банков на свои счета в банках России, а также декларировать имущество без предоставления документов об источниках получения денежных средств и имущества. При этом они полностью избавляются от необходимости оплаты налогов, кроме декларационного платежа, который будет составлять 2,5% от общей стоимости активов.
При условии подачи декларации и уплаты декларационного платежа плательщик освобождается от обязанности по уплате налога, пени и штрафа в связи с операциями по приобретению, возврату и легализации в рамках настоящего закона данного имущества и денежных средств, не может быть привлечен к административной и (или) уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства Российской Федерации и законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, а также у него не могут запрашиваться никакие документы и сведения касательно источников и обстоятельств приобретения задекларированных денежных средств и имущества.
По словам сенатора Константина Добрынина, в правительстве обсуждают эту идею достаточно давно и в целом относятся к ней благосклонно, а подготовленный законопроект ускорит процесс.
Как ранее в своих исследованиях отмечали британские эксперты, с начала 1990-х годов из России за рубеж было выведено порядка $800 млрд. Попытки вернуть часть этой суммы принимались Россией в 1993 году, но кампания по возвращения незаконно выведенных средств провалилась, в основном из-за отсутствия налоговых льгот. Позже попытка проведения налоговой амнистии была принята в 1995, 1997 и 2002 годах, в 2007 году она была проведена впервые (по налоговой ставке в 13%).