Свердловские водители-мигранты не спешат менять права на российские. Из более чем 600 водителей с иностранными правами, сдававших экзамен на знание ПДД РФ на Среднем Урале, успешно прошла испытания лишь треть.
Напомним, до вступления в силу федерального закона, ограничивающего возможность управления транспортным средством с коммерческой целью на основании иностранных водительских удостоверений, остается меньше года. В соответствии с ФЗ "О безопасности дорожного движения", с 1 июня следующего года не допускается управление ТС на основании иностранных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортным средством. Эта норма была утверждена федеральным законом, и речь идет не только маршрутных транспортных средствах, но также о такси, коммерческом транспорте, грузовой технике, магистральных перевозках и прочем.
Изначально у иностранцев, работающих на территории России, был лишь один вариант получить отечественные права — окончить любую из аккредитованных автошкол, сдать теорию и практику, вождение в городе и на автодроме. Подавляющее число отнеслись к этому несерьезно, и случаи обмена старых водительских удостоверений на новые с 2000 года были редкостью. Тем более что срок их действия ограничен не 10 годами, а сроком выезда из России по истечению разрешения.
Законодатель решил пойти иностранцам навстречу, дав большое послабление: для замены водительского удостоверения им достаточно сдачи теории на знание российских ПДД; рокировку нужно произвести до 1 июня 2015 года. Но и здесь роста числа желающих не наблюдается. Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе УГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области, с 7 мая прошлого года по сегодняшний день работодатели Среднего Урала представили к экзамену в территориальные подразделения областной Госавтоинспекции всего 616 человек. С экзаменационными билетами справились лишь 223 из них, что говорит не только о правовой неграмотности шоферов и их потенциальной опасности для других участников движения, но и о банальном незнании русского языка.
Есть еще один, крайне важный для безопасности дорожного движения, аспект — это подлинность водительских удостоверений. Учитывая, что иностранные или международные права попадают в руки инспекторов ДПС нечасто, быстро определить их оригинальность, не удается. Плюс к тому, у каждого из удостоверений есть свои степени защиты и характерные знаки, указывающие на подлинность, сверить которые с образцами можно только в лаборатории.
Так, около полутора лет назад в Екатеринбурге действовала преступная группа, занимавшаяся подделкой и продажей прав любого государства любому человеку. Сколько всего было выпущено фальшивок, сказать сложно, их учет специально не велся. И сколько из них сейчас находятся у мигрантов, занятых перевозками пассажиров, не сосчитать. Поэтому получение всеми водительских удостоверений российского образца — задача чрезвычайно важная, имеющая и профилактическую, и пропагандистскую цель.
В настоящее время постоянное муссирование в СМИ информации о том, что вскоре всем иностранцам с зарубежными или международными правами запретят управление транспортными средствами, вступает в конфликт с цифрами заявленных на сдачу ПДД и действительно их сдавших. В Свердловской области есть 56 автошкол, готовых обучать категории "D", и в большинстве из них нет никаких очередей.
"Оставшийся до 1 июня год пройдет быстро, и если работодатели и сами мигранты не озадачатся получением российских водительских удостоверений сейчас, завтра они вызовут огромный ажиотаж. Насколько органам ГИБДД будет просто справиться с наплывом желающих — а таковых в Свердловской области несколько десятков тысяч — сказать сложно", - уточнили в пресс-службе.