Министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка дал интервью экономическому изданию ChinaEconomic Net, передает корреспондент Накануне.RU.
"Близкий сосед лучше дальнего родственника" - на российском Дальнем Востоке хорошо известна эта китайская поговорка. Укрепление сотрудничества между Россией и Китаем - не конъюнктура сегодняшнего дня, а глубокая традиция двух близких по духу цивилизаций - добрососедских держав.
Российско-китайские отношения всегда развивались самодостаточно, не завися от внешних условий, как стратегическое партнерство двух стран.
В пользу "восточного вектора" движения России говорит сама география, поэтому Китай был и остается стратегическим партнером России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
На Дальнем Востоке России предстоит развивать транспорт, ТЭК, сельское хозяйство, строительство, социальную инфраструктуру, геологоразведку. Без помощи азиатских соседей поднять такой пласт будет очень непросто. Так, Россия рассчитывает, что в ближайшей перспективе бизнес из стран Азиатско-Тихоокеанского региона присоединится к масштабной модернизации Транссиба и Байкало-Амурской магистрали, к наращиванию потенциала Северного морского пути.
Проведение саммита АТЭС во Владивостоке, председательство России в форуме АТЭС – это новый этап в азиатской политике России. Его важной составляющей является экономическая интеграция России в Азиатско-Тихоокеанский регион, прежде всего в энергетике. Дальний Восток – это энергетические ворота России в Азиатско-Тихоокеанский регион. ТЭК, нефть, газ, электроэнергия – в Китай все это идет через Дальний Восток. Энергетическое сотрудничество с АТР, это вопрос не только экспорта наших углеводородов, это вопрос широкого энергетического сотрудничества. Мы ожидаем развития диалога в рамках Российско-китайского форум по инвестициям в сфере энергетики, который пройдет в июне в Москве.
Развитие Дальнего Востока России остается для страны важнейшим приоритетом в XXI веке. Безусловно, мы намерены тесно взаимодействовать с нашими ближайшими соседями. В частности, в сотрудничестве с Китаем мы готовы выйти на уровень, сопоставимый с 1950-ми годами, когда наша страна построила в Китае полторы сотни крупных промышленных объектов, более трети из которых – в Северо-Восточных провинциях КНР.
Для более эффективного взаимодействия сторон по сотрудничеству на Дальнем Востоке было бы целесообразно создать дополнительный механизм в рамках наших межправительственных контактов.
Если посмотреть на историю России, то наша страна всегда успешно играла роль моста между странами Европы и Азии. Поэтому мы внимательно изучаем предложенную Вами концепцию "Экономического пояса Шелкового Пути".
Возрождение шелкового пути по духу близко к той миссии России, которую она исполняет исторически. В современном глобальном мире возрождение Шелкового пути – это не просто воссоздание географической полоски существовавшего много веков назад маршрута, а формирование между Азией и Европой современных, экономически выверенных транспортных коридоров.
Решая масштабную национальную задачу подъема Дальнего Востока, мы выступаем за активное сотрудничество и добросовестную конкуренцию при обслуживании товарных потоков из стран АТР в Европу. Россия имеет в этом вопросе объективные конкурентные преимущества. В этой связи экономически рациональным основанием для возрождения Шелкового пути является поддержка странами АТР российских проектов в сфере транспорта, которые сегодня реализует наша страна. В первую очередь, это реконструкция Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, а также строительство их дублеров. Кроме того, это строительство Транскорейской магистрали с дальнейшим присоединением к Транссибу, ввод новых трансграничных мостов через реку Амур, новых портов и энергетических трубопроводов.
Особенно хочу отметить значимость развития Северного Морского Пути, который позволит сократить и сроки, и стоимость доставки грузов из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европейскую часть континента. Мы готовы наладить партнерские отношения в этом проекте с заинтересованными китайскими компаниями.
Кроме того, мы изучаем предложения китайских IT-компаний по созданию новых телекоммуникационных коридоров на Дальнем Востоке, с тем, чтобы нам не приходилось для обмена данными между нашими странами использовать серверы за океаном.
Ускоренному развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока сегодня уделяется особое значение. Мы видим, что эта грандиозная задача не на словах, а на деле, становится национальным приоритетом Российского государства. Безусловно, ее реализация невозможна без взаимовыгодного инвестиционного сотрудничества со странами АТР.
Экономическая взаимозависимость России и стран Азии, интерес делового сообщества к взаимным контактам будет только расти. Именно поэтому любые крупные встречи на уровне первых лиц России и КНР проходят под пристальным вниманием мирового сообщества. Это дает возможность из первых рук получить важную информацию о развитии российско-китайских отношений, о трендах экономического развития КНР, о существующих в АТР возможностях и рисках.
Заинтересован ли азиатский бизнес в сотрудничестве с Дальним Востоком? Безусловно, да. Тенденция такова, что сегодня не только Россия зависит от стран АТР, но и поступательное развитие наших восточных соседей во многом зависит от России, от роста нашей взаимной торговли, объема инвестиций, от реализации крупномасштабных совместных проектов.
Например, в минувшем году товарооборот России со странами Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) вырос на 7,4 процента (с остальным миром зафиксировано снижение). По результатам за январь 2014 года доля стран АТР во внешнеторговом обороте России увеличилась на 2,4 процентных пункта и составила порядка 26 процентов. Взаимный товарооборот с Китаем в 2013 году составил 89 миллиардов долларов, и можно ожидать, что планка в 100 миллиардов долларов будет преодолена в 2015 году.
О "восточном векторе" в нашем развитии свидетельствует еще один показатель: с 2010 года Китай стал первым внешнеторговым партнером России, вытеснив Германию, Италию и США. Россия, в свою очередь, заняла в 2013 году 10 место среди внешнеторговых партнеров КНР.
Российский Дальний Восток также активно торгует с КНР. Доля Китая в объеме внешнеторгового оборота Дальневосточного федерального округа – 27,8%, в экспорте – 19,4%, в импорте – 47,1%. По итогам прошедшего года товарооборот Дальнего Востока с Китаем составил $11,2 млрд (113,7% по сравнению с 2012 годом). Основные внешнеторговые партнеры Китая - Приморский край (55,8%), Сахалинская область (18,7%), Хабаровский край (10%), Амурская область (6,9%) и Якутия 4,8%.
К сожалению, инвестиционное сотрудничество России и Дальнего Востока с КНР сегодня не отличается динамичным развитием. Китай, являясь лидером по количеству создаваемых на Дальнем Востоке предприятий с иностранными инвестициями, по общему объему вложенных в экономику региона средств занимает одно из последних мест среди иностранных государств-инвесторов.
Поэтому мы ставим перед собой задачу кардинально улучшить инвестиционный климат на Дальнем Востоке, усовершенствовать законодательную базу на федеральном уровне, активизировать взаимодействие как с китайскими, так и с другими азиатскими инвесторами. По самым скромным оценкам, заинтересованные компании и финансовые институты из стран АТР готовы вложить в Дальний Восток России до 2020 года примерно $150 млрд.
В настоящее время Минвостокразвития России совместно с Банком развития Китая изучает возможности расширения инвестиционного сотрудничества между нашими странами. Мы хотим, чтобы наши партнеры по АТР увидели, что Россия приветствует внешние инвестиции в экономику страны и, прежде всего, в дальневосточные регионы. На Дальнем Востоке для инвесторов будут созданы беспрецедентно комфортные условия. Каждый проект будет взят на особый контроль и доведен до логического завершения. Уверен, что эти истории успеха развенчают миф о том, что в России не приветствуются инвестиции из Китая", - заявил Галушка, сообщил в администрации Приморского края.