Новости
Пока ЕК мешает Газпрому строить "Южный поток", Индия просит построить длиннейший в мире газопровод ей
Экономика | В России | За рубежом

Исторический контракт с Китаем обнадежил Индию. Нью-Дели, как выяснилось, тоже хочет покупать российский трубопроводный газ. На предстоящем саммите БРИКС Индия намерена открыть вопрос о продлении российского газопровода через Китай до ее границы. Другой вариант трубы – через неспокойные Афганистан и Пакистан. Заинтересует ли это Москву, пишет газета ВЗГЛЯД.

Пока ЕС жалуется на цены на российский газ и ставит палки в проект строительства "Южного потока" Газпромом, Индия вдохновилась историческим контрактом РФ с Китаем. Индийское руководство планирует начать переговоры о продлении газопровода, который Россия может построить в Китай, до границы с Индией, пишет местная газета Financial Express. В случае осуществления подобного проекта этот газопровод станет одним из самых длинных в мире.

По данным издания, новый кабинет министров во главе с премьером Нарендрой Моди заинтересован в увеличении числа источников поставок нефти и газа для удовлетворения растущего спроса на энергоресурсы в стране.

Индия рассматривает два варианта поставки российского газа на индийскую территорию: продление газопровода из России через Китай и, как альтернатива, поставки российского газа по тому же маршруту, что и проектируемый газопровод ТАПИ (Туркмения, Афганистан, Пакистан, Индия).

По данным Financial Express, тему продления труб до индийской границы Индия намерена поднять в июле на предстоящем саммите стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР). Предложение о продлении газопровода могло бы даже войти в повестку дня в ходе визита в Индию президента Владимира Путина, который также состоится в этом году.

Это предложение уже обсуждалось на уровне министерств и премьеров. Так, во время проведения Мирового нефтяного конгресса, который состоялся в Москве на минувшей неделе, министр нефти и газа Индии Дхармендра Прадхан обсудил перспективу продления газопровода со своим российским коллегой Александром Новаком, отмечает индийское издание.

А индийский правительственный источник рассказал ИТАР-ТАСС, что этот вопрос поднимался также в феврале 2014 года на встрече российского и индийского руководства, когда в Нью-Дели приезжал вице-премьер Дмитрий Рогозин. "Мы договорились продолжить обсуждение данной идеи", – подчеркнул источник, однако добавил, что "логистически проект является очень сложным".

Откуда и куда

Недавно Россия заключила с Китаем исторический контракт о поставке 38 млрд кубометров газа в год. Договор рассчитан на 30 лет, а его общая стоимость составила 400 млрд долларов. Газ будет поставляться по газопроводу "Сила Сибири", который Газпром начнет строить уже в августе.

Эта труба (стоимостью 55 млрд долларов вместе с сопутствующей инфраструктурой) протянется на 4800 км из Восточной Сибири (Иркутской области) и соединится с газопроводом Сахалин – Хабаровск – Владивосток. От середины трубы – в районе Благовещенска (Амурской области) – будет построен отвод на восточный Китай с выходом в Дацин.

Однако Индия хочет получать российский газ, идущий через китайскую провинцию Синьцзян, расположенную на северо-западе Китая, пишет газета. Это значит, что Дели хочет получать российский газ не по газопроводу "Сила Сибири" и не через восток Китая. Судя по всему, речь идет продлении в Индию газопровода "Алтай", который должен выходить как раз на северо-западе Китая по направлению к провинции Синьцзян.

Этот газопровод длиной 2,6 тыс. км тоже еще надо построить. По нему, в отличие от "Силы Сибири", никаких соглашений с китайцами пока не подписано. Его маршрут проходит из Западной Сибири через ЯНАО, Томскую, Новосибирскую области, по Алтайскому краю и Республике Алтай и выходит на северо-западе Китая (рядом с Монголией). Изначально Газпром вел переговоры с Китаем о поставках голубого топлива и по восточному ("Сила Сибири"), и по западному маршруту ("Алтай") объемом 68 млрд кубометров газа в год.

Однако в прошлом году решено было разделить проекты и сначала подписать контракт на поставки по восточному маршруту. Однако о проекте второго, западного, маршрута никто не забывал. Газпром ранее уверял, что в ближайшее время переговоры с Китаем по нему возобновятся. Вот именно на это, судя по всему, и надеется Индия.

Стоит заметить, что ресурсная база для "Силы Сибири" – это новые месторождения Восточной Сибири, Чаяндинское и Ковыктинское (Якутия и Иркутская область), где совокупный объем подтвержденных извлекаемых ресурсов составляет 3 трлн кубометров газа. Ресурсная база для газопровода "Алтай" – это традиционные месторождения Западной Сибири, которые разрабатывают с советских времен. Кроме того, газ именно из этих земель идет в Европу и греет ее.

Такая же, как Китай

Безусловно, Индия – не менее перспективный энергетический партнер, чем Китай. Для России – в свете геополитических проблем с Европой и в целом на фоне стагнирующего спроса со стороны европейцев – особенно. Индия является четвертым в мире крупнейшим импортером голубого топлива. Потребности Индии в газе оцениваются в 64–70 млрд кубометров ежегодно к 2020 году, и около 70% этого объема Дели вынужден покупать.

В прошлом году потребление газа в Индии составило чуть более 51 млрд кубометров. "Для промышленного центра подобного масштаба с населением 1,2 млрд человек это ничтожный показатель. Дело в том, что здесь до сих пор используется в качестве основного топлива мазут и уголь, при этом доля газа в потреблении не превышает 8%", – говорит генеральный директор финансовой компании GKFX Дмитрий Раннев.

Однако Индия, как и Китай, находится на грани экологической катастрофы, поэтому у них нет другого выхода, как переходить на "чистый" газ. "В перспективе 20 лет потребление газа в стране вырастет как минимум вдвое, что открывает неплохие перспективы для стран-экспортеров, в том числе и для России", – отмечает Раннев.

"Если в энергетическом секторе можно будет наладить столь же плотное и беспроблемное для России и Индии сотрудничество, как в ВПК и сельскохозяйственном секторе, это будет только плюсом для российской экономики. Тогда спад спроса в Европе будет нивелирован", – говорит старший аналитик "Альпари" Анна Бодрова.

Сомнительные трубы

Индия, конечно, хотела бы вместо дорогого сжиженного иметь возможность покупать трубопроводный газ, который традиционно дешевле. Однако оба предложения Индии – продлить на ее территории газопровод через Китай или построить трубу через Туркмению, Афганистан и Пакистан – для России экономически невыгодны.

Для начала – не ясно, сколько Индия хочет покупать российского газа. А для такого проекта необходимо подписание крупного долгосрочного контракта, как с Китаем, говорит ведущий аналитик Wild Bear Capital Виктор Неустроев.

Пока же Газпром поставляет в Индию СПГ в небольших объемах. "Сейчас долгосрочный контракт на поставку сжиженного газа Газпромом ограничен 3,5 млн тонн. Понятно, что ради этого объема тянуть трубу в Индию через Китай нецелесообразно, и поставлять его морем Газпрому проще и выгоднее", – говорит Дмитрий Раннев.

"Россия, конечно, может построить газопровод хоть в США, куда угодно. Но есть общемировая практика, что на расстояния более 2–3 тыс. км выгодней поставлять СПГ", – говорит старший аналитик ИК "Анкоринвест" Сергей Вахрамеев. Да, длина "Силы Сибири" – более 4 тыс. км, однако это расстояние от Иркутской области до Владивостока, тогда как длина от Чаяндинского месторождения (сырья) до Китая – только 2 тыс. км, указывает эксперт.

Кроме того, другим способом топливо в КНР никак не поставить, там нет моря. "В Индию можно поставлять ямальский газ, но экономически целесообразней построить завод "Ямал-СПГ" и поставлять туда сжиженный газ морем. Строительство на такое гигантское расстояние газопровода в Индию не имеет никакого смысла", – уверен Сергей Вахрамеев. По его словам, даже если КНР возьмет на себя расходы на продление трубы в Индию, не факт, что Дели получит ту цену на трубопроводный газ, на которую рассчитывает. Цена российского газа в 380 долларов за тысячу кубометров фиксируется на границе с Китаем, а дальше возрастает в зависимости от того, как далеко он идет и кому. Китай определенно поднимет стоимость российского газа для Индии.

Кроме того, разница в цене между трубопроводным и сжиженным газом, которая наблюдается сейчас в Азии, – это временное явление. "В Азии высокий спрос на СПГ, потому что нет альтернативных источников. Это и определяет высокую цену на сжиженный газ. Когда Газпром построит газопровод и будет поставлять сначала 38 млрд кубометров газа в год, потом 50 млрд, потом и 100 млрд кубов, цены на СПГ пойдут вниз", – поясняет Вахрамеев.

Строительство трубопровода автоматически поднимет цены на голубое топливо в перспективе на 5–10%, соглашается Бодрова.

"Я сомневаюсь, что Газпром будет строить газопровод в Индию. Как минимум это очень отдаленная перспектива", – полагает Вахрамеев. Ведь для начала надо подписать соглашение о поставках с Китаем по западному маршруту, потом еще пять лет потребуется на строительство газопровода "Алтай" и отвод по китайской территории.

"К этому моменту в Индию уже будут поступать необходимые объемы СПГ из других стран – из Катара, Австралии, США и т. д. Если, конечно, Новатэк не построит "Ямал-СПГ" или Газпром не построит СПГ-завод во Владивостоке. По-другому поставлять российский газ в Индию экономически нецелесообразно", – резюмирует Сергей Вахрамеев.

Протягивать трубу по маршруту ТАПИ может быть более выгодным, чем через Китай, с точки зрения расстояния. Однако у этого проекта есть другой главный недостаток – это обеспечение безопасности, так как трубопровод будет проходить по территории Афганистана и Пакистана, где ситуация достаточно напряженная, отмечает аналитик управления инвестопераций "Ланта-Банка" Роман Ермаков.

В конечном счете эксперты сходятся в одном. У России есть возможности наращивать поставки СПГ в Индию. Это тоже потребует серьезных капитальных затрат на строительство заводов, однако будет экономически более разумным решением, чем трубопроводные поставки.