Новости
Развитие сюжета:

15:47 08.07.2014 К выборам в районные советы депутатов в Челябинске откроется 442 избирательных участка

17:51 23.07.2014 12 кандидатов в депутаты Челябинска имеют за плечами судимость. Один особенно нагрешил

15:06 08.08.2014 Избирком зарегистрировал 612 кандидатов на выборы в советы депутатов Челябинска

19:18 11.09.2014 Избирком о выборах в Челябинске: "Прошлая кампания была скандальнее"

11:53 15.09.2014 "Единая Россия" взяла 156 мандатов на выборах депутатов райсоветов в Челябинске

"Пионер" реформы МСУ предлагает передать районам максимум полномочий, чтобы главы не были "кукольными"
Политика | Челябинская область | Сибирский ФО | Дальневосточный ФО | Уральский ФО | В России

Ассоциация "Города Урала" сегодня провела заседание в Челябинске, на котором обсуждался ход реализации реформы МСУ. Главы муниципалитетов выразили "сочувствие" пионеру реформы, коим является Челябинск, а председатель челябинской гордумы Станислав Мошаров озвучил первые проблемы, возникшие при внедрении новой формы управления – это неясность с финансированием внутригородских округов и вопрос разграничения земель между районами, передает корреспондент Накануне.RU.

По данным генерального директора Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов Михаила Зайцева, мониторинг социально-экономической ситуации муниципальных образований страны показал, что большая часть руководителей территорий оценивает положение дел в городах как "нормальное". Было опрошено 94 руководителя муниципальных образований из 39 субъектов РФ.

При этом перспективы развития городов оцениваются более сдержанно на фоне мировых событий.

"45% опрошенных руководителей ожидают усугубления кризиса. В 2013 году такие опасения высказывал 31%, а в 2012 всего 17%. Только 25% опрошенных считают, что худшее уже позади", – уточнил Зайцев.

По его данным, произошло снижение доли позитивных оценок по всем сферам деятельности. Источниками нарастания протестных настроений населения, по мнению руководителей, являются плохая информированность при принятии непопулярных, вынужденных решений (46%), недостаточный учет мнений населения (27%), а также отсутствие у граждан рычагов давления на власть (24%).

Что касается реформы МСУ, главы считают, что она должна помочь повысить качество эффективности управления, но, с другой стороны, проявляется тенденция к централизации, повышение влияния федерального центра на принимаемые решения, и, как следствие, снижение самостоятельности муниципальной власти.

"Сегодня 55% считают, что произойдут изменения к лучшему, в целом наблюдается повышение доли пессимистических оценок. Перспектива развития МСУ оценивается неоднозначно", - пояснил Зайцев.

По словам Зайцева, новый закон закрепил вариативность модели МСУ. Однако большинство глав опасаются, что это может привести к несогласованности действий, увеличению чиновничьего аппарата, размыванию ответственности, усложнению бюджетного процесса. Возможность приближения власти видят лишь некоторые.

Не устраивает глав и система формирования представительного органа, когда порядок регулирования устанавливается не Уставом муниципалитета, а законом субъекта РФ. Главы считают, что подмена прямых выборов может подорвать доверие к власти, усилить социальную напряженность.

По данным Зайцева, к институту сити-менеджерства в целом претензий нет – он исключает случайных людей во власти, поскольку на работу привлекаются профессионалы. Но вызывает вопросы процедура назначения, которая предполагает участие представителей губернатора в конкурсной комиссии, а это свидетельствует об усиление влияния глав регионов на органы местного самоуправления.

Cубъекты РФ должны до 1 декабря текущего года разработать региональные законы, касающиеся перспектив межмуниципального взаимодействия. Сейчас в регионах полных ходом идет работа по внедрению нового закона.

Заместитель председателя заксобрания региона Семен Мительман рассказал, что в Челябинской области реформа МСУ уже "стартанула". Пройден путь формирования внутригородских муниципальных образований в Челябинске, ведется работа по распределению полномочий между районными и городскими депутатами.

"Выборы пройдут в сентябре 2014, окончание всех назначений придется на февраль 2015 года. Минимально мы должны 13 полномочий передать, но мы можем увеличивать их до 40. Что касается бюджетных полномочий, они вступят в силу с 2016 года. Весь 2015 год уйдет на согласование и подсчеты", - отметил Мительман.

Сам он считает, что районам надо передать максимальное количество полномочий, чтобы их главы не были "кукольными" управленцами. По словам Мительмана, изменение законодательства еще не закончено – предстоит поправить еще около 150 законов в процессе реформы МСУ.

Мительман отметил, что закон упростил присоединение соседних территорий, но не учел некоторых моментов преобразования районов в муниципальные городские округа. В качестве примера он привел Саткинский район, руководство которого хотело преобразовать его в муниципальный городской округ.

По словам Мительмана, плюсом является и то, что теперь можно убрать так называемые "матрешки", когда глава района и глава города, который занимает 90% района, дублируют функции друг друга. Закон позволяет передать все полномочия району и ликвидировать администрацию города.

Глава городской думы Челябинска Станислав Мошаров рассказал, что в ходе реализации реформы МСУ город столкнулся с тем, что в федеральном законе напрямую не прописаны вопросы местного значения. Неясность возникла и по финансированию. Бюджет Челябинска уже принят, а финансировать другие муниципалитеты, коими теперь являются районы города, напрямую запрещено.

"Как будут жить районы – мы пока не понимаем. В переходном периоде это не прописано", - сообщил он.

Мительман пояснил, что в Челябинске будут назначены ответственные лица, которые будут следить за финансами, никаких изменений до начала следующего финансового года не будет.

Также Мошаров поднял вопрос разделения муниципального имущества и земли. В качестве примера он привел Челябинский городской бор, который носит статус общегородского памятника природы.

"Кто будет ухаживать? Тот район, которому он останется или весь город? Земля распределена неравномерными участками по районам. Здесь мы пока не видим, какие принципы и подходы будут применяться", - сообщил Мошаров.

Он также отметил, что увеличения расходов на содержание 170 депутатов не будет, поскольку большинство станут работать на безвозмездной основе.

Исполнительный директор ассоциации городов Поволжья Владимир Репринцев также отметил неясность с бюджетной обеспеченностью новых муниципальных образований, такого понятия еще не введено в бюджетный кодекс. Помимо этого, он считает, что распределять полномочия между муниципалитетами должен федеральный центр.

Одного из присутствующих интересовал вопрос, почему Челябинск не рассматривает вариант "сильного единого мэра". Мительман ответил, что областную власть устраивает существующий вариант двуглавой власти, и его решили "не ломать". 

Председатель собрания депутатов Магнитогорска Александр Морозов выразил явное неодобрение реформы. К слову, у себя в городе депутаты решили оставить все как есть.

"Будем смотреть на Челябинск. Реформа проводится в спешке, не имея законодательства. Увеличение бюджета Челябинска не планируется. Как будут выживать районы при таком несметном количестве депутатов?" - сказал Морозов.

Глава Челябинска возразил, что это не спешка - необходимость принятия закона была и никуда бы не делась, а выбирать думу по старой схеме на полгода смысла не было.

Закрывая обсуждение темы, Мошаров спросил у присутствующих, есть ли еще вопросы. В ответ прозвучала реплика "Нет. Только сочувствие", встреченная легкими усмешками. 

Надежда Алексеева