Вот и снова не вышли. Значит, Россия без плей-офф – аксиома? Правило, вообще не знающее исключений? Если так, то в чем трагедия? - задается вопросом Дмитрий Симонов в "Спорт-Экспресс".
В том, что не результат, а само выступление не вызывает ничего, кроме чувства стыда, желания спрятаться в нору. Смириться с этим стыдом можно было бы, если бы был результат. Но его нет. Заколдованный круг. Мы самые слабые в самой слабой группе. Даже на провальном Euro-2012 и то удалось один раз победить…
На протяжении всех последних месяцев нам твердили: все, о чем вы мечтали, было даровано еще осенью прошлого года, когда Россия успешно прошла в финальную часть чемпионата мира. Фабио Капелло уже много раз объяснял, а вы почему-то никак в толк не возьмете (сейчас я заранее процитирую его послематчевую речь): выбор у тренера скуден – из-за лимита и малого количества клубов в РФПЛ выступают всего-то 64 россиянина; их мало, они хилые, в отличие от Суареса беззубые и заметно уступают всему цивилизованному миру в мастерстве, поскольку варятся из года в год в одной и той же русской каше с золотым маслом; был единственный гениальный – но на беду оказался хвор; и вообще для России участие в чемпионате мира после перерыва в 12 лет – уже праздник.
Со всеми этими объяснениями трудно спорить, хоть и тянет назвать их отговорками. Но дело не в них. Равно как и не в том, какие частные ошибки допускали в каждом из трех матчей тренер, отдельные футболисты или судья.
Даже если бы в команде действительно играли три бездарных калеки, а не 23 крепких футболиста – все равно мы приехали на чемпионат мира! Приехали на праздник, который сборная вроде бы нам и подарила. А в итоге у нас украли и праздник, и сборную. Это как если человек отмечает день рождения, но не пригласил гостей и сидит дома один. Или все же позвал – но столы накрыл ночью в подвале.
Сейчас, пока эмоции еще свежи, я скажу все что думаю. Капелло привез на великое мировое шоу во всех смыслах не артистов, а заключенных. В сказочном городишке Иту он построил свой маленький, милый его сердцу лагерь – вовсе не пионерский. И на поле, и после тренировок мы видели зашоренных, затюканных, испуганных людей. Шаг в сторону – расстрел. Малейшее неповиновение тренерской установке – ссылка. Наши игроки, я знаю, дрожали, когда тренер просто глядел в их сторону. Они боялись Бельгию и Азара, боялись Корею. При счете 1:0 струсили, играя против Алжира! Алжира, чью оборону какая-нибудь другая команда превратила бы в решето. Алжир предлагал: "Ну давайте, второй нам забивайте!" А Россия отнекивались: "Нет, уж лучше вы к нам!" И теряла, теряла, теряла мячи...
Сборная больше всего на свете боялась пропустить и проиграть. Поэтому и пропускала, и проигрывала.
…А знаете ли вы, что Алан Дзагоев здорово танцует капоэйру с кавказским колоритом? Вы слыхали, что в Иту наши футболисты посещали больных бразильских детей? Как они играли в теннис или загорали, вы видели? Обо всех этих славных историях нам сообщали стыдливо, будто бы из-под полы, а отрезки футбола выдавали как хлеб по талонам.
Сборная России в ее нынешнем состоянии изначально была настроена не на праздник, а на собственные похороны. Слово "играть" запрещено, его заменяют "бегать", "работать" или "бояться". Грустно все это.
И самое грустное, как мне представляется, что контракт с Капелло подписан до 2018 года, и нет причин, по которым он решил бы свернуть с теперешнего пути.