Дмитрий Медведев подписал постановление правительства, в котором идет речь о персональной ответственности за грубые нарушения по выполнению гособоронзаказа. Мерой наказания за такие нарушения избрана профессиональная дисквалификация на три года, а эксперты уверены, что нужно вернуть конфискацию имущества, передает корреспондент Накануне.RU.
О том, что постановление правительства об ужесточении наказания за срыв гособоронзаказа подписано, Дмитрий Медведев заявил на совещании с вице-премьерами.
"Срыв поставки, ненадлежащее качество выполненных работ – всё это не только создаёт проблемы в оснащении Вооружённых сил, но и может вести к разбалансировке в работе многих предприятий всего оборонно-промышленного комплекса, потому что они у нас завязаны друг на друга. В этом контексте просто хотел бы обратить внимание, что я подписал постановление, в котором устанавливается понятие грубого нарушения условий государственного контракта, что, надеюсь, позволит повысить ответственность должностных лиц при исполнении контракта, сделать эту ответственность более адресной, направленной и в то же время достаточно жёсткой", – сказал Медведев.
Согласно тексту постановления, грубым нарушением условий государственного контракта по гособоронзаказу считается: повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 статьи 14.55 административного кодекса; нарушение условий госконтракта, повлекшее ущерб Российской Федерации на сумму не менее 5% (но не менее 5 млн рублей) цены государственного контракта; нарушение условий госконтракта, повлекшее невыполнение установленного задания по гособоронзаказу.
"Усиление наказания за грубое нарушение условий госконтракта по гособоронзаказу обусловлено важностью задач в области обороны и безопасности государства. Инструментом для решения этих задач является государственный оборонный заказ и государственные контракты, заключаемые в целях его реализации", – говорится в тексте постановления.
"Установление понятия грубого нарушения условий госконтракта по гособоронзаказу и, соответственно, применение наказания в виде дисквалификации должностного лица на срок до трёх лет будет способствовать повышению исполнительской дисциплины и стабильной работе предприятий оборонно-промышленного комплекса по укреплению обороноспособности", – поясняется в тексте.
"У нас вводится норма, по которой руководитель, должностное лицо, которое совершило такого рода правонарушение, будет дисквалифицировано на срок до трёх лет. Если раньше по единичным случаям от 30 до 50 тыс. рублей штраф был, то теперь фактически мы формируем своеобразный штрафбат для таких хронических нарушителей государственного оборонного заказа", – пояснил участникам совещания профильный вице-премьер Дмитрий Рогозин.
"Не факт, что из этого штрафбата нужно людей возвращать в принципе. Если это дисквалификация на несколько лет, то, в общем, нужно подумать об использовании таких людей", – отреагировал Дмитрий Медведев, уточнив, что нужно "все механизмы включать", в том числе и уголовной ответственности.
Принятие такого постановления – это сдвиг с мертвой точки, однако ограничиваться полумерами не стоит – нужно использовать более широкие возможности для наказания коррупционеров в системе ГОЗ, уверен военный эксперт, главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко.
"То, что предлагает правительство – шаг в правильном направлении, это сдвиг с мертвой точки, безусловно. Но мы находимся в ситуации, когда полумерами ничего не решить. Усиливается давление Запада, очевидно, нас ставят перед необходимостью длительной военно-политической конфронтации с США и НАТО. В этих условиях оборонный комплекс – это единственное, что может дать нам защиту. Даже имея хорошую армию, если у нее не будет современного оружия, мы будем обречены", – рассказал Накануне.RU Коротченко.
По мнению эксперта, следует различать срыв гособоронзаказа и коррупцию в системе гособоронзаказа. При этом, все, что касается коррупции, нужно карать очень жестко.
"Я бы за срыв гособоронзаказа вводил бы более длительную дисквалификацию – до 5 лет включительно. Что касается коррупции, за коррупцию надо наказывать беспощадно и усиливать соответствующую норму наказания. Корыстные преступления, имущественные махинации, касающиеся ОПК – здесь нужно усиливать норму наказания, и обязательно вводить такую норму как конфискация имущества, причем не только того, которое находится в России, но и укрытого за рубежом в оффшорах", – поясняет эксперт.
"Все деньги, которые инвестируются в оборонку, должны тратиться целевым образом, все имущественные махинации с недвижимостью оборонных предприятий должны быть расследованы, а организаторы должны быть привлечены к уголовной ответственности как государственные преступники. И самое главное, должны быть механизмы возвращения назад того имущества, которое было уведено в результате различных мошеннических схем. То же самое касается фирм однодневок – их организаторов тоже необходимо жестоко карать. Хватит либеральничать. Надо вводить норму конфискации имущества, в том числе, переписанного на родственников – жену, детей, любовниц, укрытых в оффшорах. Мне кажется, это было бы эффективно", – резюмирует эксперт.