На сегодняшнем заседании президентской комиссии по ТЭКу, которая соберется после почти годичного перерыва, основным докладчиком будет президент "Роснефти" Игорь Сечин. Он предложит новую экономическую политику в отрасли для диверсификации экономики страны в условиях западных санкций. Речь идет, например, об ускоренном распределении новых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, снижении тарифов монополий в регионе, либерализации экспорта газа и отмене "налогового маневра". Теоретически предложения касаются всех игроков, но именно "Роснефть" может стать их ключевым бенефициаром, пишет "Коммерсант".
Сегодня в Астрахани пройдет заседание президентской комиссии по ТЭКу. Как пояснили вчера в пресс-службе Кремля, на ней "будут рассмотрены вопросы диверсификации направлений развития сектора и реализации ряда инвестпроектов ТЭКа на Дальнем Востоке, а также проблемы ценообразования на внутреннем рынке газа". Последний раз комиссия собиралась почти год назад — в августе 2013-го. Обсуждалось заседание в конце 2013-го, затем — в феврале—марте 2014-го, "но весной было явно не до того". Последним вариантом был май — примерно в период визита Владимира Путина в Китай. Но в итоге заседание перенесли на июнь, "чтобы не перегружать график".
В активную фазу подготовка к заседанию вступила в начале апреля. Именно тогда ее ответственный секретарь, президент "Роснефти" Игорь Сечин, отправил Владимиру Путину письмо о "мерах диверсификации внешних направлений российской экономики". Необходимость разработки мер господин Сечин обосновал в том числе текущей напряженной ситуацией в ТЭКе в связи с введением санкций со стороны Запада (сам глава "Роснефти" оказался в черном списке США). Владимир Путин распорядился вынести эти предложения на комиссию и с тех пор "их суть почти не изменилась". В "Роснефти" вопрос не комментируют. Игорь Сечин в письме прямо говорит, что "публичное и неквалифицированное" обсуждение ситуации вокруг санкций нежелательно.
В целом он считает ситуацию на рынке благоприятной для российских нефтекомпаний и "Роснефти" в частности: госрезервы нефти в Европе могут покрыть только пять месяцев российских поставок, а резервы США — не более полугода. Альтернативой для Европы являются поставки из стран Ближнего Востока, но это увеличит затраты потребителей. "Роснефть", по мнению ее главы, себя от рисков обезопасила, заключив долгосрочные контракты. Но у нее могут возникнуть другие проблемы. Компания закупает оборудование в США (6%), Канаде и странах Евросоюза (11%). Пока рисков срыва поставок нет, подчеркивает господин Сечин, но этого нельзя исключать. Западные страны могут нанести еще один удар, предупреждает он: начать действия по снижению цен на нефть и нефтепродукты. Поэтому, делает вывод Игорь Сечин, нужно сформулировать новую экономическую политику.
Так, он считает нужным как можно быстрее распределить участки недр с запасами нефти и газа на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири среди компаний, "мажоритарные акционеры которых являются российскими юридическими или физическими лицами". Игорь Сечин также призывает предоставить независимым производителям газа право экспорта в страны АТР. Речь идет об участии "Роснефти" и других компаний в газопроводном экспорте.
Игорь Сечин также отмечает необходимость расширения ВСТО ("Роснефти" нужны мощности для увеличения поставок в Китай и строительства ВНХК). По расширению для экспорта вопрос решен, но компания все еще обсуждает с "Газпромом" и ОАО РЖД инфраструктуру ВНХК. Для снижения транспортных тарифов Игорь Сечин предлагает использовать в качестве источника финансирования расширения ВСТО накопления пенсионных фондов, упоминая и о возможной допэмиссии акций "Транснефти" в пользу нефтекомпаний. Во Владивостоке, добавляет глава "Роснефти", следует при этом создать "газовый хаб", цены которого станут ориентиром для спотовых поставок и срочных контрактов.
Но отраслевыми вопросами Игорь Сечин не ограничивается. В частности, глава "Роснефти" поддерживает создание национального рейтингового агентства (госкомпания отказалась от услуг американского Fitch), призывает ускорить деофшоризацию и создать в России зоны и территории со льготными условиями. Зато обсуждение "налогового маневра", предлагаемого Минфином, по мнению господина Сечина, "ухудшает инвестклимат", поскольку ведет к "пересмотру инвестиционных планов нескольких отраслей".
У Игоря Сечина было еще несколько интересных идей. Он предлагал президенту РФ активизировать приватизацию госкомпаний, которая на фоне падения рынков могла бы быть дополнительным средством для привлечения инвесторов и финансовых ресурсов. Кроме того, господин Сечин поднимал вопрос об "альтернативной ОПЕК". В объединение, где Россия играла бы ведущую роль, могли бы войти Иран, Венесуэла, Ангола, Бразилия, Казахстан. Но эти вопросы остались за пределами повестки сегодняшнего совещания.