Новосибирские ученые из Института систем информатики им. А. П. Ершова СО РАН получили грант мэрии Новосибирска на создание интеллектуальной системы управления дорожным движением, которая поможет частично избавиться от пробок. Как передает корреспондент Накануне.RU, для этого они разработали многоагентную систему дорожного движения, умеющую подстраиваться под окружающую среду.
"В качестве "умных" устройств здесь — снабжённые специальными датчиками светофоры, которые активно ведут коммуникацию друг с другом и самостоятельно регулируют ситуацию", - говорится в сообщении пресс-службы СО РАН.
"Обычно подобные системы ориентируются в первую очередь на интенсивность движения трафика. Мы же, помимо этого, фиксируем и время ожидания машин. С одной стороны, наша разработка решает задачу снижения времени задержки на светофорах среднестатистического водителя, с другой — она не даёт образоваться пробке. Например, бывает, что есть хорошая проходимость по одному направлению, в то время как все другие (которые в этот момент более нагружены) просто стоят. Система, во-первых, периодически пропускает машины, когда видит, что они накопились, а во-вторых, она каждый раз подстраивается. Если водитель начинает ждать на перекрестке достаточно долго, его "значимость" повышается с каждой секундой. Получается, чем дольше он стоит, тем больше вероятность, что в итоге это направление станет приоритетным. Мы поставили эксперименты по сравнению нашей системы с релейной. Получается, что если не учитывать пешеходные переходы, среднее время ожидания на перекрёстке снижается в два, а при неблагоприятных случаях — 1,5 раза", -приводят в пресс-службе пояснение кандидата технических наук Кирилла Чиркунова.
Ученые отмечают, что их система призвана изменить ситуацию, когда большая часть светофоров работает на базе релейных переключателей.
"Самая простейшая схема — это равномерная раздача. Условно —30 секунд зелёный, 30 — красный. Также в Новосибирске есть Центр управления дорожным движением, и некоторые перекрёстки подключены к нему. Специалисты могут корректировать расписание работы светофоров в зависимости от времени, менять длительность сигнала и за счёт этого пытаться оптимизировать управление трафиком. Однако здесь имеется ряд проблем. Одна из них состоит в том, что эта система недостаточно гибкая. Люди составляют расписание, опираясь на предыдущий опыт (статистика, в какие часы сколько автомобилей бывает на данном участке), но жизнь вносит свои коррективы. Изначально система исходит из такой гипотезы, что на красный машины стоят, а на зеленый — едут. Однако в реальности водители могут самовольно нарушать правила (например, когда на переходе нет пешеходов и автомобилей на другом направлении), или регулировщик, чтобы разгрузить поток, действует вопреки показаниям светофора, по отношению к которым сигналы его жезла приоритетны", - говорится в сообщении.