Депутат Госдумы и сопредседатель центрального штаба Общероссийского народного фронта (ОНФ) Ольга Тимофеева обеспокоена тратами регионов на СМИ. Она выступила с инициативой представить президенту страны подробный рейтинг регионов с самыми высокими тратами на эту сферу деятельности. Однако эксперты указывают, что сама Тимофевва может стать "выгодополучателем" в ходе этой кампании, передает корреспондент Накануне.RU.
Тимофеева имеет богатый опыт работы в СМИ и с ними. За свою карьеру она успела пройти все ступеньки карьерной лестницы - от тележурналиста до ведущей программ. Более 15 лет она проработала "в прямом эфире". В далеком 1995 начала работать на ставропольском телевидении. В 1999 получила диплом юриста, в следующем году - диплом по специальности "Финансы и кредит". Получила дополнительное образование в одной из журналистских школ. Она знает, как должен быть организован пиар в СМИ.
Но поддержка региональных СМИ трактуется по-разному. К примеру, в Свердловской области не так давно была выдвинута идея проверить траты на прессу. Инициативу выдвинуло региональное отделение ОНФ. Но Лариса Фечина, один из руководителей отделения, отметила, что в ряде городов области прессы нет как таковой. Участники той встречи осудили нападки своих коллег по фронту на губернатора в части трат на СМИ. Указывая данные по свердловскому региону, Фечина привела цифры. В 2013 году на прессу в Свердловской области был потрачен миллиард рублей. В нынешнем году эта сумма будет почти в два раза меньше - 520 млн рублей. В итоге собравшиеся решили инициировать создание медиахолдинга. Николай Косарев, другой руководитель отделения ОНФ и ректор УГГУ, так сказал о новом медиахолдинге: "Предлагаю инициировать создание медиахолдинга Свердловской области, который бы транслировал позитив, а не негатив. И в рамках этой структуры осуществлять траты на прессу, чтобы все было прозрачно".
Другой пример. В Югре разгорелся нешуточный скандал, когда стало известно об инициативе телекомпании "Югра-ТВ". Она захотела приобрести дорогостоящее (1 млрд 400 млн рублей) оборудование для своей деятельности, используя средства окружного бюджета. ОНФ потребовал от правительства ХМАО отменить трату бюджетных средств на это. В качестве одного из аргументов приводилась сумма, заложенная на СМИ в бюджете округа на весь 2014 года - 849 млн руб., что почти в два раза меньше стоимости этой разовой покупки. В итоге закупку решили отложить.
Действительно, перегибов быть не должно, но для экспертов в области медиа не секрет - если региональные и муниципальные СМИ лишить поддержки, то они попросту умрут, сократятся рабочие места, прекратят существование журналистские коллективы.
Директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин считает "антипиаровскую" кампанию ОНФ "сезонной": "Ну, в принципе, здесь ясно. Это продолжение прежней политики. Когда в СМИ, особенно в интернете, всплывает какая-то тема, коррупционно емкая, скажем так, то к борьбе с данным явлением образцово-показательно подключается Народный фронт. Так было с госзакупками, так было с корпоративами. Теперь у нас в интернет-СМИ появилось достаточно много компромата относительно того, сколько госкомпании тратят на пиар. Предсказуемо, что ОНФ отреагировал на это. Тут ничего особенного я не вижу. Практически все инициативы фронта являются свистком для выхода пара".
Салин напомнил в беседе с Накануне.RU, что были и другие "сезонные" поводы деятельности ОНФ. В качестве примера он привел борьбу Народного фронта с новогодним отдыхом чиновников. Она, по мнению эксперта, была актуальна по календарным соображениям. Когда приближался Новый год, то фронт выступал с подобными инициативами, потом появилась информация, что госкомпании нашли способ обходить данные запреты. Потом наступил январь, и тема, утверждает Павел Салин, ушла сама по себе. Так же, утверждает эксперт, будет и с "пиаровскими" темами.
А политолог, руководитель исследовательских проектов консультационного центра "Департамент политики" Алексей Князев оценил инициативу проверки расходов на СМИ положительно.
"А почему бы и нет? У нас любая деятельность, любые бюджетные действия подлежат контролю со стороны бюджетных органов, счетной палаты. Нет ничего странного, чтобы подвергнуть некоему аудиту бюджетные расходы на некоторые пиар услуги. Напомню, что подобными вещами интересовались, к примеру, Навальный и компания. И находили, скажем, в Сколково лекции за 200 тыс. долларов. Так что, думаю, это только оздоровит систему, - пояснил Князев в разговоре с корреспондентом Накануне.RU. - Понятное дело, что сфера консалтинга ничем не отличается от любой другой области госзакупок. Она имеет свои плюсы и минусы. Те, кто честно работают на рынке, только выиграют от такой проверки. А те компании, которые используют в своей деятельности коррупционные схемы по "отмыву" денег, пострадают. Поэтому я думаю, что любой консультант, любой пиарщик будет только "за" проверку такого рода расходов".
Вместе с тем, он отметил, что Тимофеева в конечном счете может заработать политические очки на "постройке" медиа.
"ОНФ – серьезная организация. Тут даже не личность важная, а организация. Сам подход. Никакого "двойного дна", тут, думаю, нет. Надо заканчивать с этим. Вопрос поставлен правильно. И человек, взявший на себя такую ответственность, получит политические очки. Особенно если будут вскрыты какие-либо нарушения", - сказал он Накануне.RU.