Министерство образования подводит первые итоги экзаменационной кампании, делая выводы о необходимости дальнейшей модернизации системы Единого государственного экзамена. Очередная инициатива Правительства связана с дифференциацией ЕГЭ. Но здесь власть имущие сами себе противоречат, ведь с разделением на базовый и углубленный уровень ЕГЭ перестанет быть единым. Такое мнение высказал президент Всероссийского фонда образования, академик МАНПО, доктор педагогических наук, профессор Сергей Комков, комментируя новую инициативу Правительства, в беседе с Накануне.RU.
Напомним, на днях вице-премьер Ольга Голодец заявила, что в следующем году могут быть введены элементы дифференцированного ЕГЭ, чтобы выпускники могли по выбору сдавать экзамен на базовом уровне или более углубленном. Так, результатов "базового" экзамена будет достаточно для получения аттестата, а "углубленного" – для поступления в профильный вуз.
По мнению профессора Сергея Комкова, эта мера не только ни на йоту не улучшит качество российского образования, но и напрочь уничтожит саму первоначальную идею ЕГЭ, как "единого" экзамена.
"Эта идея далеко не нова. С этой идеей Минобрнауки выходил еще год назад. Но реализация данной идеи означает фактический конец ЕГЭ. Потому что в самой аббревиатуре ЕГЭ заложено понятие "единый". А в случае реализации данной идеи говорить о "едином государственном экзамене" уже не приходится. Кроме того, в случае, если выпускник будет сдавать лишь так называемый "базовый" ЕГЭ, он навсегда теряет возможность поступать в ВУЗ. И аттестаты тогда будут двух сортов: один с правом поступления в ВУЗ, другой – без такового права", - сообщил Сергей Комков Накануне.RU.
Профессор убежден, что внедрение таких изменений ничего по сути не изменит. Школьников по-прежнему будут натаскивать на решение тестов, но теперь одних старшеклассников – для поступления в ВУЗ, а других – чтобы просто получить аттестат. "Кстати, для вторых вообще теряется смысл обучения в старших классах школы. Потому что полученный в результате такого "обучения" аттестат вообще теряет всякий социальный вес. ЕГЭ давно уже изменил всю структуру преподавания в старших классах средней школы. Именно поэтому мы имеем сегодня катастрофические результаты: выпускники школы фактически разучились читать, писать и считать. Поэтому в 2014 г. Рособрнадзор вынужден был снизить зачетные баллы ЕГЭ по математике с 24 до 20 и по русскому языку с 36 до 24. Это говорит о полной деградации всей системы образования. И произошло это во многом благодаря таким "новациям", как ЕГЭ", - добавил Комков.
В настоящее время Рособнадзор подводит итоги ЕГЭ-2014 и делает утешительные выводы о том, что экзаменационная кампания в этом году прошла наиболее честно и успешно. Сообщается, что аттестаты не смогли получить около 5 тыс. выпускников. Для сравнения – в прошлом году этот показатель превышал 16 тыс. Но радоваться рано. Профессор называет эти успехи мнимыми, а новую систему безопасности с видеонаблюдением и металлодетекторами – ненадежной.
"Со временем будут использоваться новые, более совершенные технические средства преодоления запретов. Вместо мобильных телефонов появится что-то другое. Поэтому система, построенная исключительно на полицейских мерах, никогда желаемого хорошего результата не даст. Кроме того, через некоторое время, как только ослабнет очередная кампания по борьбе с коррупцией, появятся новые заинтересованные чиновники, готовые за деньги продать любые результаты ЕГЭ. Поэтому, руководство Рособрнадзора рано радуется. Впереди их ждут другие, более масштабные и более громкие скандалы", - отмечает Комков.
Однако не все предложения правительства стоит рубить с плеча. Так, идея Голодец проводить переподготовку учителей, чьи выпускники "завалили" ЕГЭ, на первый взгляд выглядит жизнеутверждающей и нацеленной на повышение качества образования. Но вот ее практическая сторона не представляется осуществимой.
"Сама идея переподготовки учителей весьма похвальна. Но я не представляю, как ВУЗы будут готовить учителей к натаскиванию учеников на ЕГЭ. Это чистейшей воды профанация самой идеи и сущности образования. Впрочем, все именно к этому – к полнейшей профанации идей образования у нас в России, к сожалению, и идет. "Какие бы "улучшения" ЕГЭ ни производились, само его существование обрекает всю систему образования на деградацию. Следовательно, рассчитывать на улучшение системы можно лишь при возврате к традиционной классической фундаментальной системе", - резюмировал эксперт.