Главврач МБУ "Станция скорой медицинской помощи имени В.Ф.Капиноса" Игорь Пушкарев на сегодняшней пресс-конференции заявил, что правильная подача информации при вызове скорой является основным критерием того, как квалифицируют вызов – как неотложный, когда к пациенту приедут в течение нескольких часов, экстренный – когда ближайшая свободная бригада сразу отправляется на место, либо же достаточно простой телефонной консультации специалиста. Интерес к тому, каким же образом врачи определяют, к каким больным ехать сразу, а каких можно поставить в ожидание, поднялся после резонансной истории с мужчиной, который, по словам родственников, ждал скорую трое суток, а после впал в кому. Не исключено, что это произошло из-за "неправильного" вызова "скорой", передает корреспондент Накануне.RU.
По словам медика, к какой категории отнести вызов оператор решает не самостоятельно, а по готовому алгоритму. "Наши фельдшеры в первую очередь узнают место происшествия, ведь связь с человеком может прерваться, или он может потерять сознание. Разговор с оператором по нормативам должен продолжаться не более минуты. При этом, фельдшер, задавая специальные вопросы узнает категорию вызова. Если человек без сознания, у него серьезные проблемы с сердцем, обширное кровотечение или любое другое опасное для жизни состояние – вызов квалифицируется как экстренный. Неотложная помощь – это остальные, не вызывающие опасений за жизнь пациента вызовы".
Напомним, скандальный инцидент произошел в конце июня. По словам родственников, мужчина, почувствовав себя плохо, вызвал "скорую помощь", однако врачи по телефону поставили диагноз и заявили, что "на остеохондроз не ездят". В районной больнице вызвать врача на дом также не удалось - больному посоветовали самому приехать в медучреждение. Между тем, с каждым днем екатеринбуржцу становилось все хуже, он перестал сам вставать. На третьи сутки "скорая" все-таки приехала, пострадавшего незамедлительно госпитализировали в состоянии комы в ЦГБ №20 с предварительным диагнозом "обширный инфаркт".
По версии Горздрава, 26 июня после посещения участкового ЦГКБ №24 с предварительным диагнозом "почечная колика под вопросом" бригадой "скорой помощи", вызванной участковым врачом, 62-летний пациент был доставлен в ЦГБ №20, где был осмотрен. После необходимых обследований был поставлен диагноз - "остеохондроз поясничного отдела позвоночника". Показаний для госпитализации в круглосуточный стационар не выявили, состояние мужчины было расценено, как удовлетворительное. Екатеринбуржцу дали рекомендации по наблюдению по месту жительства и назначили лечение. На следующий день мужчину на дому осмотрел участковый врач. Его состояние также было оценено как удовлетворительное, снова был поставлен диагноз – "остеохондроз поясничного отдела позвоночника", назначено лечение.
Повторный вызов "скорой" произошел вечером 29 июня в связи с усилением боли в ногах. Жене пациента старшим врачом по телефону были даны рекомендации. Через три часа родственники снова вызвали "скорую" в связи с появлением новых жалоб на боли в животе. Данный вызов был обслужен "скорой" и пациент был доставлен в приемный покой ЦГБ №20 в ясном сознании. При поступлении в приемный покой у пациента было подозрение на острую хирургическую патологию брюшной полости, в связи с чем он был погружен в медикаментозный сон. После обследований острая патология не подтвердилась, при дальнейшем комплексном обследовании 30 июня у мужчины были выявлены изменения, не исключающие острый инфаркт миокарда, давностью не более одних-двух суток.
При этом, по оценке Игоря Пушкарева, примерно половина вызовов бригады "скорой помощи" заканчиваются без экстренного вмешательства врачей. "Более 48% вызовов завершаются без необходимости вмешательства врача. У многих имеются все необходимые лекарства.
"Привет-совет" это не функции "скорой". У нас сейчас круглосуточно дают консультации по телефону врачи высших категорий – на них пересылаются звонки в случае, если человеку уже был поставлен диагноз, а ухудшение или улучшение его состояния не требуют немедленного вмешательства врачебной бригады", - подчеркнул он.
По его словам, примерно 9% из почти 400 тысяч вызовов "скорой помощи" за год были ложными: "У нас все телефонные номера определяются. Бывают случаи, когда человек видит, что на улице кому-то стало плохо, он вызывает скорую и продолжает свой путь, считая, что выполнил свой гражданский долг. Однако "скорая", которая приезжает на место не застает потерпевшего – он попросту мог уйти. Если вы вызываете скорую – то проконтролируйте потерпевшего, к тому же многим жизненно необходим контакт с человеком до приезда нашей бригады. Отдельно можно выделить случаи, когда нашим специалистам просто не открывают дверь или отказываются от осмотра".
Сейчас, с реформой "скорой помощи", единая система вызова разделилась на экстренную и неотложную. "По экстренному вызову помощь направляется безотлагательно, как только появляется свободный экипаж, а вот неотложная вынуждена ожидать того момента, как экстренные вызовы выполняются. Правда, в Екатеринбурге областной минздрав решил выполнять неотложную помощь не позже чем через два часа после поступления вызова", - заявил Пушкарев.