Российские власти решили снизить зависимость топливно-энергетического комплекса от импортного оборудования и услуг. Разработка программы импортозамещения в ТЭКе - одно из решений президентской комиссии. По мнению экспертов Центра энергетической экспертизы, разработка плана – сигнал для США и Европы, которые вводят санкции в отношении России, к тому, что в скором времени российский рынок перестанет приносить иностранным компаниям доходы. Однако, отмечают специалисты, для развития собственного производства на первом этапе нам будет необходим обмен технологиями с более опытными зарубежными компаниями, передает корреспондент Накануне.RU.
Пока что речь идет только о разработке плана, чтобы понять, как можно провести и возможно ли импортозамещение в области нефтесервиса. Президент фактически дал распоряжение разработать программу, как нарастить объем российских сервисных услуг. План этот будет готов к ноябрю и будет носить, скорее всего, декларативный характер, как многие государственные программы, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель кафедры "Прикладная политология" Финансового университета Игорь Юшков.
"Например, Энергетическая стратегия, которая постоянно обновляется, носит совершенно декларативный характер – участники отрасли не воспринимают ее как план к действию. Механизмы, которые могли бы их заставить ее выполнять, фактически отсутствуют. У компаний есть свои планы и стратегии развития, а также инвестиционные программы, но все это не имеет никакого отношения к государственной энергостратегии.
Заявка на создание такого документа и потенциальный выход России на замещение импорта в ТЭК играют роль сигнала для внешнего мира. Дело в том, что основные санкции, которыми грозят нашему государству, связаны как раз с ограничением взаимодействия в энергетической сфере, точнее в вопросах доступа к технологиям. Речь не идет об обязательном прекращении импорта углеводородов из России. Но с применением санкций страну хотят лишить возможности развиваться как энергетическая сверхдержава и крупный экспортер. Таким образом мы пытаемся сказать, что не боимся угроз Запада и США, так как у нас будут собственные технологии", - говорит он.
При этом, эксперт отмечает, что долгие годы в стране была как раз обратная тенденция: рынок заняли мировые лидеры нефте- и газосервиса, а отечественных компаний, способных занять их место, нет.
"В России сложилась негласная договоренность с иностранными инвесторами: российская сторона предоставляет сами ресурсы, точнее лицензии на месторождения, а иностранцы – технологии и финансы. Во всех сложных проектах реализована именно эта схема, например в том же проекте СПГ-завода на Сахалине, который был построен фактически иностранцами. И все заявленные проекты такого плана реализуются с помощью иностранных компаний. То же самое будет и с разработкой арктического шельфа, когда "Роснефть" будет привлекать партнеров-иностранцев, так как у нас такого рода технологий нет. Хотя по шельфу Арктики их пока ни у кого нет. Тот же самый принцип работы распространяется на трудно извлекаемые запасы, например Баженовской свиты. Иностранные технологии присутствуют и там, и нам всегда, кстати, говорили, что вот так работает весь мир", - говорит эксперт.
Он напоминает, что когда-то норвежский Statoil тоже не имел собственных технологий, но приобрел их после того, как государство поставило условие: в обмен на работу на норвежских месторождениях предоставить всю информацию по технологиям. Увы, у нас в стране ничего подобного пока не произошло.
"Импортозамещением технологий в нефтегазовой сфере похвастаться мы пока не сможем. Для этого требуется, как видим, не один год, и тем более не шесть месяцев. У нас есть задел в научно-технической базе еще с советских времен. Есть даже отдельные компании, которые ведут собственные разработки и уникальные технологии. Однако от зарубежных технологий так быстро, как хотелось бы, полностью отказаться невозможно. Потребуются годы и годы, если, конечно, будет систематизированная государственная стратегия, которой компании будут пользоваться. Пока что план выглядит как информационная кампания, мол, мы сейчас от всех откажемся, и санкции нам будут не страшны", - говорит Юшков.
Содиректор аналитического отдела агентства "Инвесткафе" Григорий Бирг отмечает, что в России дальнейший потенциал наращивания ресурсной базы и роста добычи углеводородов связан с освоением шельфа и трудноизвлекаемых запасов нефти. В этой сфере необходимо использовать передовые технологии бурения и извлечения нефти, опыт использования которых наибольший у иностранных компаний.
"Практически все российские НК используют услуги иностранных подрядчиков. Крупнейшие из них, Wetherford, Shlumberger и Halliburton заинтересованы в дальнейшем росте российского рынка нефтесервисных услуг и считают его одним из наиболее перспективных в связи с необходимостью российских НК сдерживать темпы снижения добычи нефти на изношенных месторождениях и увеличивать объемы работ по освоению нетрадиционных запасов нефти.
"Роснефть", например, рассчитывает на приобретение технологий. "Сургутнефтегаз", в свою очередь самостоятельно применяет передовые технологии при участии международных компаний. В любом случае, придется развивать не только технологии применения передового оборудования, но и его производство.Также необходимо развивать специализированное судостроение для нужд освоения шельфа", - рассказал Бирг.
Аналитик отмечает, что на государственном уровне необходимо применить требования локализации производства оборудования, используемого как в освоении шельфа, так и для добычи трудноизвлекаемых запасов.