Новости
Тоска без конца. Капелло избавили от ответственности за провал сборной и вообще за ее результаты
Спорт | В России

Вчерашняя встреча главного тренера сборной с российскими коллегами, именуемая заседанием технического комитета РФС, не только не внесла ясности в картину мира, но и окончательно все запутала. При этом речь вовсе не о причинах неудачи в Бразилии. Признания вины от Фабио Капелло никто особо и не ждал. А если бы оно вдруг последовало, это стало бы скорее реверансом в адрес страны-работодательницы, нежели реальным положением дел. Футбольные достижения России в новейшей ее истории таковы, что сводить очередной провал к единичным ошибкам тренера или игроков весьма наивно, даже если они имели место на самом деле.

Хуже другое. После выступления Капелло в Доме футбола ситуация вокруг итальянца завязалась в узел. Что с ним дальше делать, похоже, не знает теперь никто.

Капелло остался непонятным и непонятым. Он не обрушил на наших тренеров водопады сакральной истины, повторив сказанное раньше: футболисты не бежали, не комбинировали, не обводили, ошибались. Он не признал собственных промахов, понимая: следствие их все равно не докажет, тем более что никакого следствия не будет. Он отверг обвинения в тюремном режиме для сборной и во вредительском отказе от услуг Дзюбы. Он еще больше осложнил свои отношения с прессой, покинув РФС через черный ход.

Какие перспективы дальнейшего сотрудничества открываются после подобного подведения итогов? Для Капелло – неблагоприятные. Для РФС и сборной – пугающие. Вне зависимости от того, повторяю, угробил Фабио нашу великолепную играющую команду на ЧМ-2014 или ее уровень был страшно далек от столпа тренерской мысли планетарного масштаба.

Итальянец дал понять: он не стремится к наведению мостов ни с одной из групп российского футбольного сообщества, включая собственных начальников и подчиненных. Его устраивают сухие рабочие контакты, и чем они суше, тем Капелло комфортнее. В среду он даст пресс-конференцию, исполнив долг вежливости, после чего продолжит рулить в прежнем ключе.

Хотя и на новом участке. Капелло прочат руководство всем институтом сборных. Но при этом ничего не слышно о рычагах, которыми он сможет пользоваться. Дадут ли, скажем, итальянцу денег на строительство базы сборной? Позволят ли менять и назначать тренеров всех возрастов по своему усмотрению? Обяжут ли участвовать в жизни женской и пляжной команд?

Зато ясно другое. Капелло, при всем к нему уважении, фактически избавлен от ответственности за результаты национальной команды. Причем не по своей вине. Так уж у нас все сложилось. В такую мы себя загнали клеть.

У итальянца есть две четко прописанные обязанности: осуществлять процесс и получать за это достойнейшее из вознаграждений. Что случится, если через пару лет во Франции мы снова увидим команду, в которой футболисты не бегут, не комбинируют, не обводят, ошибаются? По логике вещей, ничего. В Капелло ли будет причина, в кадровой ли нашей нищете, – не имеет значения. Возможно, ни в том, ни в другом, но вскроется, к примеру, несовместимость менталитетов. Только и в этом случае оргвыводы маловероятны.

Тренер со скрипом отчитается в духе: "Я им говорил, они не делали". Единоначалие, как положено в тренерском вопросе, останется при нем. Действующий контракт тоже. Довольны мы будем выступлением или нет, надоест ли нам Капелло к тому моменту, или, напротив, начнет нравиться, – это ни на что не повлияет. Ему платят за последовательность действий, а не за цепочку результатов. Приехал вовремя на завод, отстоял у станка – распишись в ведомости.

Сумма же контракта и скрытое ее происхождение не оставляют работодателям Капелло шанса даже на то, чтобы своенравно взбрыкнуть, если им вдруг шлея под хвост попадет. "Нравится, не нравится – потерпи красавица". Мы так стремились подписать итальянца за космические деньги до чемпионата мира, словно на этом свет клином сошелся, словно 68-летнего маэстро рвали на части "Реал" с "Барселоной", грозя оставить нас у разбитого корыта. С корытом, кстати, все сложилось. Но не без, а при Капелло.

Что теперь? Ничего. Длительный контракт с гигантскими отступными вывел работодателей из игры. И если вдруг дела пойдут еще хуже, российской стороне останется лишь наблюдать за происходящим, не имея возможности что-то изменить, да и просто понять.

Организовав за собственные деньги все столь удобно и комфортно для себя, мы получили еще одну проблему: два пункта управления полетами. Есть нищий РФС и баснословная целевая программа финансирования тренера. Как они пересекаются, в принципе ясно: не будет Капелло – не будет денег. Подпись под контрактом поставили одни – платят другие. Но и те, кто платит, похоже, не в силах этот контракт разорвать.

Может, этого и не требуется. Капелло, как ни крути, величина. А его селекционные возможности действительно далеки от шикарных. Однако сама невозможность ничего изменить, предположу, сейчас слегка тяготит даже работодателей итальянца. А многих других немножко бесит.

 

Автор: Евгений Дзичковский, Спорт-Экспресс