Правительство готовит меры развития Крыма: до конца года будет утверждена специальная федеральная целевая программа (ФЦП) до 2020 г. и внесен в Госдуму законопроект о свободной экономической зоне (СЭЗ) на территории полуострова. Разработкой обоих документов занимается образованное в апреле Министерство по делам Крыма, возглавил которое Олег Савельев, о чем он и рассказал в интервью "Ведомостям".
— Как вы отреагировали на решение США?
— Еще ни разу санкциями не удалось решить никаких вопросов, которые ставятся теми, кто эти односторонние санкции в обход процедуры ООН применяет. Третья волна связана совсем не со мной, персональных санкций в этой волне немного. Речь идет о первых секторальных санкциях, и это, конечно, вызывает негативное отношение. Это переход определенных граней приличия и порядочности в межгосударственных отношениях, которые долгое время лежали в их основе.
— Вам не кажется, что пока страшны не столько санкции, сколько тот факт, что у страны формируется образ изгоя? И от этого образа будут страдать не только компании, которые подпали под санкции, а вся российская экономика. В том числе Крым, куда, если посмотреть проект ФЦП развития региона, крупные инвесторы идут неохотно.
— На самом-то деле желающие инвестировать в Крым есть. Просто по большинству проектов, которые планируют реализовывать инвесторы, было принято решение не указывать расходы в программе. Их определит сам инвестор, навязывать ему свою оценку мы не хотим. Поэтому и нет в программе большого объема внебюджетных средств.
— А кто эти инвесторы? Очевидно, что европейские и американские компании не будут инвестировать в Крым.
— Почему? Мы провели достаточно большое количество переговоров с инвесторами — и с действующими, и с потенциальными. Определенные опасения у них есть, но на сегодняшний день нельзя сказать, что против компаний, инвестирующих в Крым, введены запретительные меры. Те инвестиции, которые были начаты, продолжаются. Обсуждаются новые проекты. Интерес к Крыму большой. Есть много сумасшедших предложений, которые не стоило бы рассматривать как реальные. Но есть вполне конкретные и серьезные проекты, которые будут реализованы.
— Какие?
— Компании пока не могу назвать, но могу назвать отрасли: туризм, медицина, виноделие, порты, аэропорты и остальная инфраструктура, энергетика. Обсуждаются проекты, связанные с мусоропереработкой и утилизацией отходов. Большой интерес вызывает отрасль водоснабжения и водоочистки. Многие из этих проектов должны структурироваться как государственно-частное партнерство, потому что все-таки общая инфраструктурная недостаточность Крыма хорошо заметна. Также есть проекты и по созданию промышленных производств.
— На прошлой неделе вы должны были внести в правительство доработанный проект ФЦП по Крыму. Какими будут расходы программы?
— В том варианте, который мы внесли в правительство, общие расходы до 2020 г. составят порядка 674 млрд руб., в том числе внебюджетные инвестиции — более 23 млрд руб. Мы попытались подстроить программу под те сроки ввода объекта, которые необходимы для развития. Если генерация и энергонезависимость являются приоритетом № 1 и мы ее можем сделать к 2016-2017 гг., то ее и нужно делать к этому времени, а не растягивать работу до 2019 г. Точно так же с транспортным переходом через Керченский пролив — он будет построен в максимально короткие сроки. Часть проектов, которые изначально планировались в рамках ФЦП, будут реализовываться в рамках других программ.
— Минфин предлагает профинансировать ФЦП в 2015 г. за счет доходов от приватизации "Роснефти". А если ее с учетом санкций против компании не будет?
— Загляните в Бюджетный кодекс. Это святая для Минфина позиция — не привязка расходов к источникам доходов (единственное отступление — дорожные фонды). Поэтому говорить, что финансирование ФЦП зависит от конкретной продажи, неправильно. Недофинансировать ФЦП можно, только сняв какие-либо задачи или перенеся сроки их реализации на более позднее время.
— Возможно ли, что мост через Керченский пролив будет платным?
— Возможно, но такого решения нет, и в проект программы мы его не закладываем.
— Есть ли вероятность, что мост может быть построен за счет частных инвесторов?
— Интерес у инвестора появляется тогда, когда появляется денежный поток. Если мы говорим, что мост бесплатный, то денежный поток не появится. Он появится за счет ж/д тарифа, но будет незначительным.
— А есть конкретные предложения от инвесторов — мы готовы прийти на проект, но сделайте мост платным?
— Очень большому количеству компаний, в том числе мировых, интересен этот проект. И в качестве подрядчика, и в качестве инвесторов, если мост будет платным. Была создана большая рабочая группа в Минтрансе, которая анализировала все предложения и по выбору створа, и по техническим решениям. Было потрачено какое-то количество денег на геологические изыскания — пробурили 70 скважин, чтобы оценить риски разных маршрутов моста.
— Раз нет доходности, то и средства ФНБ невозможно использовать?
— Абсолютно верно.
— То есть либо полностью за счет бюджета, либо частные инвестиции, но нужно непопулярное политическое решение.
— Нет. Альтернативы бюджетному финансированию в данном проекте нет. При такой дороговизне и таких рисках доля частных инвестиций за счет платности дороги может быть небольшая.
— Что с законопроектом о создании СЭЗ в Крыму?
— Он дорабатывается и будет внесен нами в правительство. Мы пытаемся не ухудшить и даже улучшить положение того бизнеса, который там есть и будет приходить. Поскольку если сейчас повесить на экономику региона дополнительную налоговую нагрузку, связанную с переходом на российское налоговое законодательство, то мы можем потерять действующий бизнес и не создадим условия для прихода нового. Плюс мы хотим создать в Крыму условия ведения бизнеса, аналогичные Кипру. Например, льготы на пассивный доход, а это и есть основа для того, чтобы там появился цивилизованный офшор.
— Эффект от Крыма будет таким же, как от Кипра, — вывод прибыли из региона, где ведется бизнес?
— Коллеги, понимаете в чем дело… Те, кто имел задачу вывести прибыль в офшор, эту задачу давно решили. Никаких препятствий по открытию офшоров не было, да, собственно, и нет.
— Но Минфин сейчас активно борется с офшорами.
— Правильно. Мы и предлагаем провести деофшоризацию через Крым. Потому что активная борьба Минфина с офшорами натыкается на понятные аргументы бизнеса — дополнительная налоговая нагрузка приведет к закрытию ряда производств. Пример — алюминиевые предприятия, которые так и не модернизировались. У них рентабельного производства при действующих в России налогах не будет. В результате мы получим новые проблемы в моногородах и будем тратить на них больше денег, при этом сокращая налогооблагаемую базу.
— Вы с кем-то из компаний уже обсуждали перерегистрацию в Крыму?
— На самом деле мы провели большой анализ причин использования офшоров. Не все сводится к налоговым льготам. Это и определенный уровень финансовых сервисов, и защита прав собственности, и т. д. При этом полной конфиденциальности в офшорах сейчас нет, а там, где есть, это офшоры-изгои. Мы внимательно изучили кипрское законодательство — общались с руководителями Кипра, с самим бизнесом, с юристами. Но, понимаете, мне в голову не приходило спрашивать на этом этапе у бизнеса: вы в Крым перейдете?
— Почему?
— А куда ему переходить? Нужно сделать сначала, а потом бизнес посмотрит и подсчитает на калькуляторе, интересно ему это или нет.
— Я разговаривала с крупным бизнесом — все смеются над идеей сделать Крым офшором.
— И отлично. Я очень рад, что у нас так много бизнесменов, которым офшор не нужен.
— Нет, они в другие офшоры пойдут.
— Еще раз — те, кто хотел уйти в офшоры, уже ушли, а у тех, кто не ушел, нет в этом нужды. И этим последним никакой офшор не нужен — ни в Крыму, ни хоть в Москве.
— А если против Крыма и компаний, работающих в нем, введут санкции?
— Мы, конечно, не знаем, как будут развиваться события с санкциями. Исходя из того что Украина уже приняла закон о специальной экономической зоне в Крыму, я не уверен, что давление по Крыму будет нарастать. Но это все вероятные вещи, и, конечно же, инвесторы будут учитывать эти риски. Поэтому одним из аспектов конкурентоспособности Крыма будет возможность держать капитал в Крыму и комфортно работать с ним даже в условиях санкций. Мы закладываем в законопроект о СЭЗ конструкцию, когда при инвестировании на остальную территорию Российской Федерации капитала, который находится в Крыму, не возникает никаких потерь. То есть если крымскому офшору, находящемуся под санкциями, захочется купить сеть заправок в США, он ее не будет покупать из крымского офшора. Он просто инвестирует средства в другое юридическое лицо, не зарегистрированное в Крыму, и совершит сделку от его имени.
— Какой стимул бизнесу идти в Крым?
— Риски страхуются различными инструментами, в том числе высокой доходностью благодаря специальному налоговому режиму. Мы, например, предлагаем прописать в законопроекте дополнительные налоговые льготы и режим свободной таможенной зоны для крупных инвестиционных проектов по аналогии с тем, что сейчас есть в законодательстве об ОЭЗ. Для экспортно-ориентированного бизнеса будут одни льготы, для тех, кто ориентирован на рынок Таможенного союза, — другие. При этом я убежден, что одним из основных источников инвестиций в Крым будет Украина. Упомянутый украинский закон об особом статусе Крыма фактически легализует деятельность украинского бизнеса в Крыму.
— При этом есть закон об оккупированной территории, который запрещает инвестиции в Крым…
— Знаете, у меня еще в прошлой должности был разговор с одним из предпринимателей крымского происхождения, крупным бизнесменом на Украине. Он дал совет: вы только сами стенку между Крымом и Украиной не поставьте, а мы уже с той стороны дырку прогрызем. Почитайте внимательно этот закон — он вышел без экономического блока.
— Не противоречат ли налоговые и таможенные льготы в Крыму нашим обязательствам по ВТО и налоговым соглашениям?
— Если некоторые из предложенных нами инициатив будут интерпретированы другими странами — членами ВТО как несоблюдение правил этой организации, то для начала им придется признать Крым российским регионом.
— Была идея разрешить в Крыму совершать сделки по британскому праву. Она жива?
— К нам поступало предложение реализовать концепцию Гонконга и создать для Крыма отдельное право по образу и подобию, например, британского. Но создавать в Крыму отдельное право нецелесообразно. В Крыму и так много правовых особенностей и отличий, хотя, казалось бы, всего 23 года прошло и правовые системы Украины и России во многом шли параллельно. Эти отличия нужно устранять, а не усугублять. Но это не означает, что мы не можем сделать законодательство для резидентов Крыма максимально комфортным. У нас Гражданский кодекс (ГК) позволяет заключать договоры в любом праве, если есть иностранный элемент соглашения. Достаточно внести поправки в ГК, распространив эту норму не только на иностранных резидентов, но и на компании, зарегистрированные в Крыму. И можно работать хоть по какому праву. Мы по этому пути попытаемся пойти — будем предлагать прописать эту норму в законодательстве.
— Как британские суды могут рассматривать дела с участием крымских компаний, если они не признают Крым территорией России?
— Это политики не признают, а не суды. Есть контракт и контрактные обязательства.
Справка. Олег Савельев начинал свою карьеру политтехнологом: в 1990-е гг. входил в предвыборный штаб партии "Наш дом — Россия", руководил кампанией Александра Лебедя на выборах главы администрации Красноярского края. Потом перешел на министерскую работу — в качестве советника министра экономического развития и торговли Германа Грефа разрабатывал проект программы подготовки Сочи к Олимпиаде и развития города как горноклиматического курорта. В августе 2008 г. Савельев стал заместителем министра экономического развития. А осенью оказался в авангарде борьбы российского правительства с финансовым и экономическим кризисом — возглавил рабочую группу, которая рассматривала заявки бизнеса на получение госгарантий. Помощь государства тогда получили "Металлоинвест", группа ГАЗ Олега Дерипаски, "Сибирь", "СУ-155" и др.
Управленческий опыт в развитии территорий у Савельева есть: в Минэкономразвития помимо антикризисной поддержки он курировал развитие особых экономических зон (ОЭЗ) и реализацию ФЦП, а с 2012 г. стал отвечать за региональное развитие. Однако удастся ли сделать из Крыма регион с современной инфраструктурой и ускорить рост экономики региона за счет частных инвестиций — вопрос. Планируемые расходы на ФЦП по Крыму из-за позиции Минфина уже сокращены с 1,1 трлн до 674 млрд руб. Крупный бизнес также не спешит инвестировать в новый регион из-за угрозы санкций. Под них уже подпал сам Савельев — США запретили ему въезд на свою территорию и грозятся заморозить его активы, если найдут.