Накануне, сидя в кабинете у президента России, глава СПЧ Михаил Федотов возмущался, что Украина и ЕС ничего не делает, чтобы помочь мирным жителям в Новороссии, которых день за днем бомбят со все более нескрываемой ненавистью. Хотя в первую очередь - торопил Путина с реализации программы увековечения памяти так называемых политических репрессий.
"Элла Памфилова (российский омбудсмен) и Елизавета Глинка (правозащитник Доктор Лиза) и наш Совет – мы сделали обращение по поводу больных детей и детей, нуждающихся в неотложной медицинской помощи, на юго-востоке Украины. К сожалению, никто нам не отвечает, полное молчание. Со стороны наших госорганов здесь полное понимание, но со стороны Украины ничего. Просто диву даёшься, ну как же так, речь идёт о детях!" - охал Федотов.
И правда, не раз уже минометные удары киевских карателей приземлялись на больницы, школы, детские сады, случайно или, может, все же нет? Во вторник мина попала в дом престарелых в ЛНР. Когда здание начали обстреливать, пенсионеры находились во дворе. Трое сидели на лавочке, двое в инвалидных колясках. Все они погибли. Пожилой мужчина, находящийся в здании, читал книгу у окна. В момент пулеметной атаки он оказался в самом эпицентре и только чудом остался жив. Кто-нибудь, пусть даже сами представители СПЧ, пытаются вывезти их или правозащитники продолжают линию всей российской власти "потрясать кулачком и бездействовать"?
Пытаясь разузнать это, мы позвонили в организацию Доктора Лизы "Справедливая помощь". Сами представители "Справедливой помощи" отказались рассказывать, как оказывается помощь жителям Юго-Востока Украины. Они отметили, что работают именно и только с людьми в самой горячей точке, а не с беженцами, но всю остальную информацию можно получить "исключительно у Елизаветы Глинки". Пробиться к ней, однако, оказалось еще сложнее, чем к президенту, и ее комментарий мы бы получили не раньше августа.
До Совета при президенте по правам человека дозвониться вообще невозможно. Как оказалось, даже на сайте организации нет их телефона. Защищать права людей, полностью дистанцируясь от оных – странная политика. Прямо по самому Федотову - "К сожалению, никто нам не отвечает, полное молчание".
Зато рассказать о работе с беженцами с Украины согласилась председатель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина, внучка известного психиатра Петра Ганнушкина.
"Большая часть беженцев живет у знакомых, родственников или снимает квартиры, 30 с лишним тысяч беженцев живут в лагерях. Но я совершенно убеждена в том, что беженцам с Украины, в первую очередь, надо дать возможность работать. Самое главное сегодня – это дать им возможность самим о себе заботиться – это надо и для государства, и для самих беженцев. Это не порождает иждивенчество, с другой стороны, люди понимают, что они могут на что-то рассчитывать, а в этих лагерях, кроме стагнации их материального, психологического и профессионального положения, ничего больше не происходит", - рассказала Светлана Ганнушкина.
"Лагеря эти, как правило, превращаются в гетто, из которых человек, конечно, выйти может, но там не будет никакого развития. Кроме того, постепенно там начнется проблема с питанием, да и страна у нас холодная, и дальше будут проблемы с отоплением, с водой, с детьми, которым надо ходить в школу. Если люди хотят работать, то надо дать им возможность это делать", - подчеркнула правозащитница.
Она добавила, что с начала конфликта к ним обратилось 150 человек, что очень немного, при таком потоке беженцев, причем чаще всего именно просят о помощи в поисках работы.
"Когда были сирийские события, к нам обращалось больше людей, чем сейчас с Украины. Сейчас есть очень много мест помощи, огромное волонтерское движение, поэтому к нам приходят за юридической консультацией или, если очень нужно, то мы выделяем какое-то количество денег, чтобы чуть-чуть хотя бы помочь материально", - рассказала Ганнушкина.
Она отметила, что помощь "Гражданское содействие" осуществляет за счет благотворительности. "Деньги собирают даже наши пенсионеры, которые всю жизнь говорили, что у нас низкие пенсии. Я тут видела корзину сбора средств, так в ней 5-тысячная купюра лежит. Если все и правда так собирается, то мы сможем всех обеспечить".
В свою очередь политолог, член "Изборского клуба" Сергей Черняховский рассказал Накануне.RU, что не верит большинству правозащитников, потому что уже не раз они доказывали, что главным их врагом является Россия. А когда нужна реальная помощь гибнущему мирному населению - беспокоятся об "увековечении памяти жертв репрессий" и "кивают", что Европа ничего не делает.
"Реальная работа правозащитников на Юго-Востоке Украины либо полностью отсутствует, либо крайне мала. Не будем забывать, что соглашение от 21 февраля было заключено в присутствии уполномоченного по правам человека Лукина, и в целом надо иметь в виду, что правозащитное движение – это по сути своей движение, ведущее борьбу против России. Виноваты в этом люди, их идеи или те деньги, на которые они живут – получилось то, что получилось", - отметил Черняховский.
Он напомнил, что во время войны в Чечне правозащитники отстаивали интересы кого угодно, но только не российских солдат.
"Поэтому, когда я вчера увидел Федотова на приеме у Путина, с одной стороны, это, конечно, хорошо, что они что-то по сути сделают, и будут защищать не только наших противников, но недоверие есть. Я не могу доверять Федотову и людям, находящимся в правозащитном движении, в принципе, у меня к ним есть глубокое человеческое недоверие", - подчеркнул политолог.
"Хорошо, если они помогают беженцам, и то я сильно подозреваю, что они с какого-то момента начнут использовать формальную заботу о них для выпадов против государства, что оно что-то не делает и плохо заботится, а погрешности в этой работе, конечно, будут. Но большая часть правозащитников четко для себя избрала позицию, что в трагедии Украины виновата Россия, и их участие в чем-то реальном всегда будет напоминать поведение хорька в курятнике", - добавил Черняховский.
То же касается и украинских правозащитников, которые даже не пытаются защищать население Новороссии – стариков, женщин и детей, не относящихся к ополчению, но гибнущих каждый день.
"Среди правозащитников есть, конечно, и честные люди. Даже среди фашистов были честные люди, понимавшие, что они вообще вошли в этот мир ради другого. Но я не особо верю в их объективность, потому что в прошлом они уже доказали свою предвзятость. Даст бог, чтобы я ошибался, но мне кажется, ожидать помощи от правозащитников жителям Юго-Востока Украины не стоит", - заключил Черняховский.