С 1 августа вступают в силу новые "антитеррористические" поправки в российское законодательство о Рунете. По мнению экспертов, нововведения никак не повлияют на обычных пользователей интернета, хостинговые компании, а также компании, обеспечивающие интернет-безопасность, однако не сладко придется околополитическим блогерам-трехтысячникам. Поправки нацелены на контроль именно над ними, передает корреспондент Накануне.RU.
Основных новшеств не так много. Среди них - обязательная регистрация сайтов в Роскомнадзоре, обязательное хранение владельцами сайтов в течение полугода данных о действиях пользователей и внесение в спецреестр Роскомнадзора блогеров с аудиторией более 3 тыс. посетителей в сутки. К тому же, теперь ведомство будет иметь право запрашивать данные на владельца сайта у хостинг-провайдера.
"Не все очень радужно в этом вопросе, но повода плакать и лить "крокодильи слезы" тоже нет. На сегодняшний день по меньшей мере четверть российских сайтов хостится не на территории России, соответственно, как они будут хранить свои логи на территории России и как это будет контролироваться, не совсем понятно. Что касается наших клиентов, по большому счету, ничего принципиально не меняется. Мы и раньше хранили логи больше, чем полгода, и сейчас у нас возникает обязанность хранить эти логи. Мы их как хранили, так и будем хранить. Кроме того, как раньше Роскомнадзор и другие контролирующие органы к нам присылали запросы с просьбой выдать те или иные данные на основании закона о связи или оперативно-розыскной деятельности, точно так же мы их выдавали и будем выдавать. Каких-то принципиальных изменений в этом плане в нашей работе я не наблюдаю", - прокомментировал ситуацию владелец компании хостинг-провайдера "NetAngels" Антон Халиков.
По словам регионального представителя ЗАО "Лаборатория Касперского" в УрФО Александра Орда, личная информация, которая теперь подлежит хранению, как охранялась ранее, так и будет охраняться и впредь. При этом, он отметил, что универсальной защиты данных не существует, однако "Лаборатория Касперского" охраняет их на 99,8%.
Между тем, нововведения вызвали и ряд вопросов. Складывается впечатление, что с вводом новых поправок, Роскомнадзор не очень понимает, что будет с ними дальше делать. Так, по словам специалистов, в настоящее время количество сайтов на русском языке переваливает за несколько десятков миллионов. Каким образом Роскомнадзор проверит, что каждый из этих сайтов зарегистрирован и как он будет находить их владельцев, когда они размещаются "непонятно где", неясно.
Стоит отметить, что по оценкам специалистов, с вступлением в силу новых поправок количество сайтов, "ушедших" за границу увеличится.
Кроме того, много вопросов вызывает и то, как Роскомнадзор намерен вести подсчет посетителей популярных блогов. "Есть мнение, которое высказали топ-блогеры по этому поводу. Один из крупнейших российских блогеров по метрике Яндекса, еще недавно существовавшей, с нецензурным ником, сказал, что он видал этот закон и Роскомнадзор, и регистрацию, и ничего он делать не будет. У него есть, как у гражданина РФ, право высказывать свое личное мнение, и кто его читает - он это никак не контролирует. Это мнение частного лица. С другой стороны, Роскомнадзор обещал еще к маю выработать какую-то методику, как они это будут считать, они что-то выработали, но все, что я читал на эту тему, у меня вызывает смех. Я не очень понимаю, как можно измерять данные, допустим, количество подписчиков на заграничном сервисе, который обозначает просто 2,5 тыс. + . Это плюс сколько?" - сообщил Антон Халиков, отвечая на вопрос корреспондента Накануне.RU.
Он также отметил, что помимо всего прочего, есть юридическая ответственность за то, что блогер не "отчитается" о подписчиках, однако к ней нужно еще привлечь. "Если я знаю, что я в блоге не пишу политических вещей, я веду блог про кулинарию и всякие высказывания про межэтническую рознь блокирую на корню, ко мне никто никогда не приходил, никакие вопросы не задавал и не придет, а у меня 15 млн подписчиков. Ну кому какая разница, сколько их у меня? В первую очередь, это средство контроля людей, которые ведут околополитическую деятельность. Если он ведет такую деятельность, то человек уже должен сам решить, будет он соблюдать закон или нет", - подытожил Халиков.