Новости
"Корпорация развития" подвела итоги года: возрождается горно-рудный комплекс, в планах - строительство новой ж/д ветки
Экономика | Ханты-Мансийский АО - Югра | Челябинская область | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | Уральский ФО | В России

 "Корпорация развития" опубликовала отчет о своей деятельности за 2013 г. и обозначила свои планы на ближайшее будущее. В приоритете – строительство линейной части Северного широтного хода. Портфель структуры пополнился социальными строительными проектами в ХМАО, возродился горно-рудный комплекс, который был основным в корпорации "Урал промышленный - Урал Полярный", кроме того, "КР" заговорила о необходимости строительства новой ж/д ветки, которая позволит  сделать порт Сабетта многофункциональным. 

Собственный капитал "КР" по итогам года составил 29,7 млрд руб., он увеличился незначительно – на 24 млн руб. Последняя допэмиссия акционерами до сих пор не выкуплена, говорится в отчете. Общая сумма прибыли за год – 241 млн руб. (212 млн руб. в 2012 г.), как ранее сообщало Накануне.RU, большая ее часть по решению акционеров была направлена в фонд развития структуры.

Основными достижениями за год в отчете значатся договоренность о начале строительства линейной части Северного широтного хода – участка "Сырковый – Хорей" в районе Надыма и начало работы "Полярного кварца".

По состоянию на конец марта 2014 г. инвестиции в строительство Северного широтного хода составили 6,2 млрд руб. Стоимость всего проекта – 190,3 млрд руб. Большая часть средств потребуется для строительства железнодорожной линии "Салехард – Надым" – 58,9 млрд руб. и мостового перехода через Обь – 69,1 млрд руб.

Согласно уточненным данным от грузоотправителей, основанная доля перевозок по СШХ придется на НОВАТЭК – 44,6% грузов. Корпорация "Роснефтегаз" перевезет – 16,6%, "Газпромтрансгаз" – 16,6%, "НГХК" – 11,8%, "Геотрансгаз" – 4,3%. 61,1 % всех грузов – газовый конденсат.

Северный широтный ход|Фото: Накануне.RU

Сейчас близится к стадии завершения строительство совмещенного моста через Надым. Контрактная стоимость участка – 14,4 млрд руб. Планируемый срок завершения строительства автомобильной части – декабрь 2014 г., железнодорожную часть КР рассчитывает построить в 2015 г.

Строительство генеральный подрядчик какое-то время будет вести за свой счет, говорится в отчете. Договоренность об этом с компанией "Мостострой-12" достигнута в начале 2014 г. Причина – приостановление финансирования со стороны ЯНАО. От округа потребуется еще более 10 млрд руб. для завершения строительства.

По оценкам экспертов, проект окупится за 10 лет, а поступления в бюджет ЯНАО оцениваются в 72,4 млрд руб.

"Полностью завершены подготовительные работы по первому этапу. Открыто финансирование и начато строительство моста через реку Надым. В части реализации проекта по строительству железнодорожной линии Сырковый – Хорей разработана проектная и рабочая документация на ж/д участок "Салехард – Надым" и получено положительное заключение Главгосэкпертизы", - комментирует реализацию проекта генеральный директор "Корпорации развития" Сергей Маслов. Второй этап реализации проекта находится в высокой степени готовности, отмечает он.

Напомним, что в конце 2013 г. между Министерством транспорта РФ и правительством ЯНАО был подписал меморандум о сотрудничестве. В нем подчеркивается необходимость совместных действий по реализации проектов по созданию транспортной инфраструктуры. Стороны договорились о сотрудничестве, в том числе о рассмотрении перспективы перепрофилирования Сабетты на многофункциональный морской порт путем формирования сухогрузной части на основе ж/д дороги, авиационной и автодорожной инфраструктуры. Грузооборот Сабетты к 2040 г. может составить до 70 млн т, при этом в районе станции Обская-2 будет увеличена пропускная способность. Увеличение мощности Сабетты предполагает, в первую очередь, строительство в рамках СШХ ж/д линии Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево, а также автомобильной дороги Салехард – Надым.

На стадии эксплуатации находится первая линия завода "Полярный Кварц" в Нягани. За год "КР" удалось запустить пилотную линию химического обогащения, восстановить аналитическую лабораторию. Уставный капитал одноименной проектной компании достиг 2,5 млрд руб. Продукция с пилотной линии была одобрена потенциальными потребителями. 

Полярный кварц, микроскоп|Фото: Корпорация развития Полярный кварц, прокалочная печь|Фото: Корпорация развития

Главной целью в 2014 г. является выход производства на полную мощность с необходимым объемом готовой продукции. В долгосрочной перспективе "КР" планирует построить цех химического обогащения, провести агрессивную маркетинговую политику, чтобы расширить рынки сбыта. Но для этого в первую очередь нужно найти стратегического инвестора.

Челябинская область не является основным акционером "КР", но на Южном Урале в 2013 г. продолжилась программа модернизации коммунальной энергетики. Были запущены восемь котельных в Верхнеуральске, Троицком и Сосновском районах Челябинской области. В 2014 г. планируется строительство блочно-модельной котельной в городском поселении Южный Нагабакского района Челябинской области. Общая сумма инвестиций в проект – 15 млн руб. Также прорабатывается возможность строительства в 2015 г. одиннадцати блочно-модульных котельных, до конца 2015 г. на эти цели будет направлено до 141 млн руб.

В отчете обозначены новые сроки ввода в эксплуатацию ТЭС "Полярной" на Ямале. На начало 2014 г. в проект инвестировано 12,3 млрд руб., еще 338 млн евро – привлеченный кредит от Чешского экспортного банка. Напомним, проект предполагает строительство в Салехарде парогазовой электростанции мощностью до 268 МВт и тепловой мощностью 64Ккал/ч. Первый этап ввода ТЭС (строительно-монтажные работы, установка оборудования первого пускового комплекса электрической мощностью 24,5 МВт, тепловой мощностью 64 Гкал/ч, ввод газовой турбины) завершится в апреле 2015 г.

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Основной проблемой функционирования ТЭС остается недостаточная загрузка мощностей. В зимний сезон коэффициент использования не превышает 35%, а среднегодовой составил 27,6%.

По мнению председателя наблюдательного совета "КР" Бориса Кириллова, значимым решением стала активизация работы горнорудного блока, на который из фонда развития структуры было выделено 140 млн руб.

"Средства будут инвестированы в проведение комплекса геологоразведочных работ на территории Лаптапайской лицензионной площади и проектирование горно-металлургического комбината по выпуску феррохрома на сырьевой базе руд Лаптапайского месторождения", - поясняет он.

В распоряжении корпорации с момента ее создания находится пять лицензионных участков на Ямале и три участка в ХМАО. Их развитие стало проблематичным из-за переноса планов строительства меридиональной железнодорожной линии "Полуночное – Обская", говорится в отчете компании. Новым путем решения проблемы стало привлечение частных инвесторов, таковыми стали "Челябинский электрометаллургический комбинат", "ГПК Север", ЗАО "Нефтересурсы". Компании приобрели 75% долей в уставном капитале дочерних обществ корпорации. В 2013 г. новая команда выполнила ТЭО существовавших горнорудных проектов, как оказалось, практически все они неэффективны. Исключением стал "Лаптапай Хром", он предусматривает проведение геологоразведочных работ на Лаптапайской лицензионной площади, где были проведены геолого-поисковые работы".

Другой проект блока, утвержденный набсоветом – строительство завода по газификации углей на сырьевой базе бурых углей Северо-Сосьвинского угольного бассейна (Оторьинского месторождения) мощностью по углю 3 млн т/год. Балансовые запасы бурых углей С1+С2 составляют 728 025 тыс., что является достаточным для реализации пилотного проекта газификации углей. В настоящий момент детальную проработку проекта осуществляют компании General Electrics и Mitsubishi Heavy Industries.

Среди новых проектов "КР" стоит выделить инвестиции в АПК Уральского региона и социальных объектов в ХМАО.

В рамках развития агропромышленного комплекса Урала ОАО "Корпорация развития" рассматривает в 2014 г. реализацию проектов по финансовому оздоровлению птицефабрики "Челябинской" и строительству птицеводческого комплекса по выращиванию индейки с линиями переработки в объеме до 30 тыс. т мяса в год. Как отмечают в "КР", по оценкам экспертов, спрос на мясо индейки в перспективе до 2017 г. вырастет на 44%.

В Югре корпорация планирует принять участие в государственной программе "Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 гг.". На сегодня выбрано 9 объектов: четыре детских сада и пять школ, в строительстве которых может принять участие корпорация. В их числе школы в Ханты-Мансийске, поселках Высокий, Нижнесортымский и Приполярный. Строительство первых двух объектов может начаться уже в 2014 г.

"Все проекты корпорации играют неоспоримо значимую роль не только на уровне каждого из субъектов Уральского федерального округа, но и в масштабах всей нашей страны. Существенно продвинулось развитие масштабного проекта, реализации которого корпорация уделяет особое внимание. Это проект строительства железнодорожной линии "Северный широтный ход" на территории Ямало-Ненецкого автономного округа", - прокомментировали Накануне.RU итоги года в корпорации.

В "КР" напомнили, что подана заявка в Минтранс России для проведения экспертизы проекта в целях получения финансирования из средств Фонда национального благосостояния на возвратной основе. Получено положительное заключение Минтранса России о стратегической значимости проекта.

Кроме того, корпорации удалось вернуться к проекту строительства железнодорожной ветки вдоль восточного склона Уральских гор – "Полуночное – Обская". Указанный участок обеспечит кратчайшую меридиональную связь между Северным широтным ходом и Транссибом.

стратегия Корпорации Развития|Фото: Накануне.RU

"Это повысит связность и устойчивость функционирования сети железных дорог в макрорегионе, послужит стимулирующим фактором геологического изучения Приполярного и Полярного Урала. Реализация проекта позволит обеспечить перевозку рудных ископаемых Полярного Урала к металлургическим мощностям Челябинской и Свердловской областей. Соответственно, эта магистраль позволит заместить импортное сырье, используемое металлургическим предприятиями Урала – Магнитогорским, Челябинским, Ашинским и другими металлургическими заводами. В восточном направлении будет сформирован устойчивый трафик грузов, предназначенных для освоения нефтегазовых и рудных месторождений, а также решения задач территориального развития", - объясняет заместитель генерального директора "КР" Тимур Хакимов.

По его словам, отечественная и зарубежная практика показывает, что необходимым условием эффективного функционирования и развития многофункциональных морских портов является наличие адекватных по мощности железнодорожных подходов. В настоящее время железнодорожный подход к порту Сабетта отсутствует. Ближайшая конечная станция к порту железнодорожной линии "Обская – Бованенково" находится в 240 км от Сабетты.

"Мы считаем, что сооружение железнодорожной ветки Бованенково - Сабетта отвечает стратегическим национальным интересам России.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Корпорация рассматривает развитие порта Сабетта в качестве многофункционального морского порта, обеспечивающего перевалку сжиженного природного газа и газового конденсата, а также сухих грузов.

На 10 тыс. км российского арктического побережья в настоящее время приходится только два полноценных порта, расположенных на двух концах Северного морского пути: Мурманск на западе и Петропавловск-Камчатский на востоке. Речь идет о формировании третьей опорной точки в центральном секторе Арктической зоны", - говорит Хакимов.

Многофункциональный морской порт может способствовать успеху многих шельфовых разработок в качестве перевалочного пункта и базы снабжения.

Сооружение железнодорожной ветки Бованенково-Сабетта отвечает стратегическим национальным интересам России. Эта дорога является необходимым условием для функционирования порта Сабетта в качестве опорного пункта российского военного присутствия в Западном секторе Арктики, говорят в "КР".

Кроме того, дорога сделает порт Сабетта ключевым логистическим центром Северного морского пути. Она обеспечит сокращение примерно на 500 км плеча "северного завоза" на Таймыр, в республику Саха-Якутия и на Чукотку. Строительство железнодорожной ветки будет способствовать формированию стратегически важного мультимодального транспортного полигона: "Северный морской путь – меридиональный выход от порта Сабетта – Северный широтный ход – Транссиб".

Все это создаст условия для эффективного освоения нефтегазовых месторождений Тамбейской зоны, Арктического шельфа, а также рудных месторождений, примыкающих к трассе и, несомненно, даст мощный толчок социально-экономическому развитию России. Проекты "Северный широтный ход", "Морской порт в Сабетте" и "Северный морской путь" следует рассматривать как единое стратегическое транспортное направление, позволяющее открыть новые возможности не только для региона, но и для экономики страны в целом, считают в КР.

Алёна Ласкутова