Не имея возможности вернуть Крым, Украина решила удовлетвориться денежной и моральной компенсацией. Украинские власти направили жалобы сразу в несколько международных организаций и Европейский суд по правам человека, требуя от России более $100 млрд и угрожая ей транспортными проблемами, пишет "Газета.RU".
Украина намерена решать вопрос о принадлежности Крыма и возмещении понесенных убытков через международные организации. Об этом заявил во вторник, 8 июля, министр юстиции страны Павел Петренко на брифинге в Киеве.
Так, Украина обратилась с жалобой в Международную организацию гражданской авиации (ICAO).
"Мы зафиксировали 3360 фактов нарушений российскими компаниями нашего авиационного пространства и насчитываем штрафные санкции, каждый день это около $1 млн, — сообщил министр. — По состоянию на понедельник это было около 200 с чем-то млн гривен (более $16,5 млн)".
Как сообщил министр, по этим штрафам была подана соответствующая жалоба, предусматривающая компенсацию убытков российской стороной. "Процедура рассмотрения следующая: ICAO констатирует факт незаконности пересечения нашего авиационного пространства, а потом обязывает Россию компенсировать убытки", — передает слова министра "Интерфакс-Украина".
В случае если Россия будет уклоняться от выплаты компенсаций Украине, будет подано заявление об исключении России из ICAO.
Обратилась Украина и в международный морской арбитраж. По словам министра, в отношении крымских портов будет проведена схожая с направлением жалобы в ICAO процедура: Украина также намерена провести внутренний арбитраж и выставить России счет за блокирование возможности пользоваться портами полуострова. "Мы будем ставить вопрос об исключении России из соответствующей конвенции, чтобы их корабли не заходили в порты, а также о компенсации наших убытков", — подчеркнул Петренко. В целом, подытожил министр, Украина начала использовать организации, "которые своими решениями создают экономические санкции по отношении к России, — это ICAO, морские порты, всемирная почтовая организация".
Ситуация, при которой Россию ожидают санкции или даже исключение из какой-либо международной организации, маловероятна, считают российские эксперты.
На этой неделе ICAO признала, что воздушное пространство над Крымом все-таки находится под контролем Украины. Об этом сообщила BBC со ссылкой на пресс-службу организации. Однако это не означает, что она будет рассматривать иски Украины к России.
"ICAO, как структура ООН, выполняет решения Генассамблеи и поэтому, разумеется, считает, что контроль над воздушным пространством Крыма должен осуществляться Украиной, — объясняет независимый авиационный эксперт Андрей Крамаренко. — Все структуры ООН до обратного решения ассамблеи будут считать Крым частью Украины, и здесь не может быть никаких подвижек в ту или иную сторону".
Однако ICAO не занимается арбитражем, тем более решением финансовых споров между государствами, подчеркивает эксперт, поэтому вряд ли организация будет обязывать Россию компенсировать убытки.
"Вопрос возмещения убытков очень дискуссионный, поскольку ICAO стремится дистанцироваться от всех политических вопросов", — считает Крамаренко.
Похожая ситуация и с возможностью исключения России из Международной организации гражданской авиации. "Россию как полноправного члена международного сообщества невозможно исключить из организации, — рассуждает Крамаренко. — Нельзя же представить, чтобы Россию исключили из ООН. С ICAO та же самая ситуация, только в одной отдельно взятой отрасли".
Поэтому вероятность исключения России из ICAO из-за возможного отказа возмещать Украине ущерб — нулевая, утверждает эксперт.
Что касается морских организаций, то и здесь Украине вряд ли удастся получить какую-либо компенсацию со стороны России. "Международная морская организация представляет собой международный форум, являясь консультативной и совещательной организацией по тематике морского судоходства", — рассказала "Газете.Ru" доцент кафедры государствоведения и права РАНХиГС Кира Сазонова. Международная морская организация (ИМО) может только рекомендовать судам иностранных государств не заходить в порты Крыма до момента урегулирования территориального спора между Украиной и Российской Федерацией, однако суда вправе самостоятельно решать, следовать им рекомендациям или нет, пояснила эксперт.
"Поэтому смогут ли международные суда входить в порты Крыма, напрямую зависит от решения территориальных претензий между Россией и Украиной", — сказала Сазонова.
Ранее, в июле, Украина объявила о намерении закрыть порты Крыма для международного судоходства. Как следует из приказа министерства инфраструктуры Украины, вместе с закрытием морских портов предписывается ликвидировать и их администрации.
"Такое решение означает, что любое судно, зашедшее в морские порты полуострова, делает это на свой страх и риск, поскольку проигнорировавшие подобный запрет судовладельцы и капитаны судов могут столкнуться с серьезными проблемами (штрафами или даже тюремными заключениями), — отмечалось в сообщении министерства. — Подобные прецеденты на Черном море уже существуют".
Однако российские эксперты отмечали, что вряд ли подобный закон как-либо отразится на экономике Крыма и на международном судоходстве, поскольку Украина не сможет обеспечить выполнение данного постановления.
Помимо международных организаций Украина обратилась и в Европейский суд по правам человека. В настоящий момент, сообщил Павел Петренко, там находятся два иска, в которых украинская сторона требует от России возмещения за оккупацию Крыма и помощь боевикам востока Украины. Общая сумма требуемой компенсации составляет 180 трлн гривен (около $100 млрд). По словам министра, он уверен в победе, так как ЕСПЧ уже признал незаконным нахождение российских войск на территории Украины вне военных частей.
Правда, в середине июня представитель России в ЕСПЧ Дмитрий Дедов сообщил, что Европейский суд не принял решения о рассмотрении жалобы Украины на события в Крыму.
Второй иск касается вывоза детей с территории проведения спецоперации, что киевская хунта, не сумевшая их убить трактует ... как похищение.