Борис Рожин (colonelcassad) о событиях в Донбассе 9 августа
На фоне продолжающихся боев за Саур-Могилу, где ополчение было вынуждено сдать вершину горы, 9 августа в центре внимания был оперативный кризис вокруг Миусинска и Красного Луча.
Общий смысл кризиса состоял в следующем - группировка окруженная в Южном Котле, собрала оставшиеся силы и рванула на прорыв - 79-я, остатки 72-й и полк спецназа отступали строго на запад, и потеряв до половины машин и около 250 человек убитыми и ранеными (всех их пытаются списать на огонь российской артиллерии) вырвались из котла.
Остатки 24-й ОМБР пробивались на северо-запад. Была собрана усиленная бронегруппа (около 10 танков и столько же БТР/БМП) с пехотой на броне, которая пробила кольцо окружения и 8 августа ворвалась в Миусинск. Весь день 8 августа там шли тяжелые бои, в результате чего, основные силы противника были выбиты к северу от Миусинска. Ночью бронегруппа начала марш на Красный Луч, в который ворвалась утром 9 августа. Одновременно с этим со стороны Дебальцево судя по всему последовал удар механизированных сил противника, которые прорвались через Фащевку и повели наступление на Вахрушево.
Учитывая стратегическое значение Красного Луча, создалась оперативная угроза основной трассе, по которой снабжается Донецк. Имевшийся в городе небольшой гарнизон (город считался тыловым) оказал упорное сопротивление в южных пригородах Красного Луча в районе шахт. В результате, было выиграно несколько критически важных часов, которые позволили спешно подтянуть резервы и не дать противнику захватить Красный Луч. Помимо героизма ополченцев, стоит отметить и недостаток у хунты боеприпасов и ГСМ в 24-й ОМБР, которая после долгого пребывания в котле была неспособна вести упорный и продолжительный бой и встретив сопротивление была оттеснена из южных пригородов Красного Луча. Будь это полноценно укомплектованная бронегруппа, не измотанная многонедельными боями, ситуация могла бы повернуться совсем не в нашу пользу.
Тем не менее, несколько часов над Донецком и Горловкой действительно висела угроза полного окружения, если бы 24-я ОМБР смогла бы закрепиться в городе, а хунта пробила бы через Вахрушево полноценный коридор к городу, то помимо перерезания коммуникаций к Донецку и Горловке, в тяжелейшем оперативном положении моментально оказывались силы ополчения в районе Тореза и Снежного и весь южный фронт ДНР мог стремительно схлопнуться.
К счастью, худшего сценария удалось пока избежать, пуля, что называется, просвистела прямо у виска. Продолжающиеся бои в районе Миусинска и к западу от Красного Луча призваны локализовать последствия крайне неприятного прорыва, который очевидно ополчением не ожидался (видимо полагали, что окруженные будут выходить скопом, и их можно будет безнаказанно бить артиллерией, как собственно и получилось с остатками 72-й и 79-й бригад). Удар бронегруппы на Миусинск и встречный удар со стороны Дебальцево через Фащевку судя по всему стал очень неприятным сюрпризом. Со стороны хунты эта была конечно авантюра, которая чуть было не увенчалась успехом и пессимистические оценки со стороны Захарченко и Стрелкова наглядно показывают, что прорыв поколебал уверенность командования ДНР в способности удержать Красный Луч. Также стоит отметить, что ситуация с прорывом 24-й ОМБР в очередной раз выявила огрехи взаимодействия командования ДНР и ЛНР, а так же старую проблему атамана Козицына, который ни тем, ни другим не подчиняется и воюет судя по всему сам по себе.
Причины же разгуливания прорвавшихся танков по тылам ополчения довольно тривиальны - эшелонированной обороны ополченцы построить не могут, сил не хватает. Самые боеспособные части и основные противотанковые средства сосредоточены на фронте, тыловые города прикрывают ополченцы с легким стрелковым оружием с минимумом противотанковых средств, подвижных резервов кот наплакал. В результате, если механизированные соединения противника прорывают фронт, то они начинают действовать фактически в оперативной пустоте, где ополченцам им в течение нескольких часов просто нечего противопоставить, пока они не подтянут резервы.
В целом же, оперативный кризис вокруг Красного Луча, если в целом еще не преодолен, но близок к этому. Вместе с тем, общестратегическая ситуация близка к критической.