ЛУКОЙЛ продал свое подразделение на Украине австрийской инвестиционной компании AMIC Energy Management. По оценкам аналитиков, сумма сделки могла составить $250 млн, передает РБК.
О намерении продать 240 АЗС и шесть нефтебаз, принадлежащих "ЛУКОЙЛ-Украина", российская компания заявила 31 июля, в понедельник было подписано соглашение о продаже украинского подразделения. Переговоры прошли по инициативе покупателя — AMIC Energy Management, говорится в сообщении ЛУКОЙЛа. С австрийской стороны инициировать сделку мог директор по розничным продажам "дочки" AMIC Роберт Новек, который вплоть до августа этого года работал директором по ретейлу в чешском отделении ЛУКОЙЛа. Как стало известно РБК, директор по продажам AMIC работал в восточноевропейских структурах ЛУКОЙЛа, а еще два ее представителя — в австрийской OMV.
Управляющий директор AMIC Energy Management Гюнтер Майер назвал покупку "ЛУКОЙЛ-Украина" "стратегически важным шагом для создания портфеля инвестиционных активов AMIC в Центральной и Восточной Европе", а проект на Украине — долгосрочным".
"Эти активы можно оценить в $250 млн, — говорит аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук, — такой была бы цена, если бы сделка прошла в России". Но с учетом нестабильной политической ситуации на Украине дисконт по сделке мог составить от 20 до 90%. Источник, знакомый с условиями сделки, рассказал РБК, что украинские активы были проданы с небольшим дисконтом. "ЛУКОЙЛ-Украина" планировала в 2014—2019 гг. инвестировать в развитие своих активов на Украине не менее $141 млн, напоминает Интерфакс.
Через несколько дней после объявления о готовящейся сделке по продаже украинских активов ЛУКОЙЛ заявил, что намерен избавиться и от других розничных активов — сети автозаправок в Чехии, Словакии и Венгрии. Такое соглашение российская компания заключила с MOL Plc. и Norm Benzinkút. Сумма этой сделки также не разглашается, но эксперты оценили ее в $80—130 млн (без учета возможных долгов и обязательств).
Аналитик "ВТБ Капитала" Александр Донской предположил, что действия ЛУКОЙЛа укладываются в его стратегию по оптимизации розничного бизнеса. "По нашим оценкам, на бизнес нефтяной компании в Венгрии, Чехии и Словакии приходится 4% от международной выручки розничной продукции и 0,3% — от общего объема доходов", — сказал он. Розничный бизнес в Европе имеет более низкую маржу, чем в России, резюмируют эксперты.
О том же говорит и источник в ЛУКОЙЛе. В сфере сбыта нефтепродуктов в Европе крайне высоки логистические расходы — то есть компании выгодно содержать АЗС там, где у нее есть НПЗ, объяснил он. Сейчас компания занимается разработкой стратегии поведения в условиях санкций, но продажа этих зарубежных активов в ее положения не входит.