К исполняющему обязанности губернатора Тюменской области Владимиру Якушеву обратились восемь руководителей фирм, осуществляющих перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам Тюмени. Директора в письме отмечают, что городская администрация, якобы, планомерно вытесняет их с рынка перевозок и, по их мнению, делает все, чтобы создать неравные условия: при бюджетной поддержке двух пассажирских автотранспортных предприятий, принадлежащих горадминистрации, частные перевозчики несут убытки, скоро не смогут выходить на маршруты и будут вынуждены закрыться. Транспортники называют действующий ныне тариф на перевозку пассажиров "экономически необоснованным" (то есть просят сделать проезд дороже, что едва ли понравится тюменцам) и требуют дотаций из бюджета.
Письмо к и.о. губернатора Владимиру Якушеву руководители компаний-перевозчиков написали еще 18 августа. По закону, срок его рассмотрения составляет 30 дней. Как выяснил корреспондент Накануне.RU, за семь дней обращение успело "пройти" по коридорам чиновникам и "осесть" у тех, на кого, собственно, и жаловались транспортники - в городской администрации Тюмени. Из канцелярии губернатора Тюменской области оно было перенаправлено именно туда. Также обращение поступило в Главное управление строительства Тюменской области, а уже оттуда в Управление транспорта и дорожного хозяйства, где и находится сейчас на рассмотрении. Ознакомился ли с письмом и.о. губернатора, выяснить не удалось, но зато был получен комментарий от городской администрации. Правда, ответ пришлось ждать 7 дней.
Как рассказал корреспонденту Накануне.RU один из подписавших обращение к Якушеву - директор компании "Караван-Авто" Евгений Павеликин, перевозчики написать губернатору собирались давно, но отправили письмо в период избирательной кампании в надежде на то, что оно будет рассмотрено и глава области обратит внимание на проблему транспортников.
"Мы написали для того, чтобы в преддверии выборов губернатор обратил внимание на проблему. Мы много раз обращались в городскую администрацию Тюмени, но нам отвечали, что нет возможности, нет денег нам помочь. В то же время, предприятия ТПАТП №1 ТПАТП №2, принадлежащие городу, субсидии получают каждый месяц, по миллиону рублей", - сказал Евгений Павеликин.
В письме к и.о. губернатора свою позицию транспортники поясняют подробней. По словам подписавшихся и Павеликина, несколько лет назад маршрутные такси приравняли к общественному транспорту и перевозчиков обязали возить пассажиров по регулируемым тарифам, которые устанавливаются властями - 18 руб. с человека. В то же время, как считают руководители частных фирм, тариф является экономически необоснованным. Стоимость перевозки одного пассажира составляет порядка 25-27 руб., но перевозчики не получают субсидий. Компенсации по расходам выплачивается предприятиям ТПАТП №1 ТПАТП №2. Порядок их получения, утвержденный администрацией Тюмени, как говорится в письме, не позволяет частным компаниям - субъектам малого бизнеса получать дотации. С доводами перевозчиков согласилась даже прокуратура, которая установила, что в положениях постановления №117 установлены административные барьеры. Но ни одно из представлений прокуратуры исполнено не было.
В то же время предприятия ТПАТП №1 и ТПАТП №2 получают миллионные дотации, как отмечают перевозчики, только в 2013 году оба парка получили в совокупности свыше 1 млрд руб., в том числе на приобретение новых автобусов. В совет директоров обоих предприятий входят руководители структурных подразделений администрации города Тюмени, в том числе департамента дорожной инфраструктуры, что, в общем-то, логично.
По словам Евгения Павеликина, частные компании также несут убытки от перевозки пассажиров по дачным маршрутам. Так, на маршруте №157 проезд стоит 44 руб., но перевозчик, если провезет льготного пассажира, получает из городского бюджета только 18 руб. В результате транспортники с одного льготного пассажира недополучают 26 руб. А если субсидия за льготного пассажира перечисляется по безналичной оплате, то с них еще и удерживает "Тюменская транспортная система" - 3% комиссионных. В письме директора отмечают, что акционером этой компании также является администрация города.
"Мы считаем, что нужно давать субсидии всем или не давать никому. Или пусть повысят тариф, сделают его обоснованным, но тогда им из бюджета придется больше платить за льготных пассажиров, а они говорят, что у них нет денег. По дачному проезду настаиваем, чтобы компенсировали проезд столько, сколько он стоит. Мы и так возим пассажиров уже четыре года, в месяц теряем прилично", - пояснил Павеликин.
По словам руководителя компании, несколько лет назад они уже обращались к Владимиру Якушеву с просьбой посодействовать в решении вопроса: предприниматели не получали компенсации за льготных пассажиров, лишь после вмешательства губернатора проблема была решена. Евгений Павеликин отмечает, что у частных перевозчиков сегодня насчитывается 350 автобусов, на каждом из них работает водитель, кондуктор, но если не будет предпринято никаких мер, то они "будут вынуждены отказаться от этого вида бизнеса".
"При одинаковых проблемах, таких как обновление подвижного состава, постоянный рост цент на ГСМ, дефицит водителей, акционерные общества, принадлежащие городу, получают субсидии на возмещение затрат, а другие (субъекты малого бизнеса) - нет. При этом в адрес указанных обществ в 2013 году из бюджета Тюмени было выделено 1 млрд 42 млн 72 тыс. руб. Кроме того, обновив за счет бюджета автопарк и переобучив водителей, оба ПАТП при содействии администрации города Тюмени начинают выдавливать малых перевозчиков с рынка пассажирских перевозок. В связи с вышеизложенным, просим Вас взять ситуацию на рынке пассажирских перевозок в Тюмени под личный контроль, не допустить ликвидации малого бизнеса и здоровой конкуренции", - говорится в конце обращения к Якушеву.
Корреспондент Накануне.RU за разъяснением ситуации и комментарием по поводу обращения перевозчиков к и.о. губернатора обратился в городскую администрацию Тюмени. Руководитель пресс-службы главы администрации Тюмени Гульнара Сидоркина на письменный запрос журналиста ответила спустя 7 дней. В письменном ответе, в частности, сказано, что порядок предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с оказанием транспортных услуг в рамках организации транспортного обслуживания населения Тюмени для получения субсидии, действует с 2008 года. Перевозчики направляют в отраслевой орган перечень документов. Положения порядка, говорится в ответе, не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают баланса интересов на рынке пассажирских перевозок Тюмени.
"Субсидия предоставляется в рамках организации транспортного обслуживания населения города Тюмени в целях возмещения затрат, связанных с оказанием транспортных услуг по регулируемым тарифам, установленным в соответствии с действующими НПА. При этом размер субсидии определяется как разница между затратами перевозчика и его доходами, полученными от перевозки пассажиров по регулируемым тарифам.
С 1 февраля 2014 года принят тариф на перевозку пассажиров в размере 18 руб. Предельный тариф рассчитан в соответствии с постановлением Тюменской области "Об утверждении методики формирования тарифов на услуги перевозки пассажиров автомобильным транспортом в разрезе маршрутов" с применением методов экономически обоснованных затрат, индексации и норматива эксплутационных затрат и установлен с учетом уровня доходов социально незащищенных и малообеспеченных жителей города Тюмени. Установленный тариф распространяется на всех перевозчиков, осуществляющих свою деятельность на основании договоров на организацию и осуществление транспортного обслуживания населения, заключенных с департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта. Предложения, поступающие в адрес администрации Тюмени, всегда рассматриваются и анализируются специалистами. Заявители обязательно получают письменные ответы", - говорится в ответе на запрос Накануне.RU.