Новости
Системный либерал Караганов "мягко прогибается" под Китай? Эксперты: Хочет заработать на тренде или подстраивается под США
Политика

Сергей Караганов, декан Высшей школы экономики, продолжает двигаться в направлении "китайской интеграции", очень своеобразно им понимаемой. Уже предлагавший перенести столицу в "условный новый Владивосток" деятель опубликовал в "Российской газете" статью "Вперед к Великому океану", в которой продолжает двигаться по ранее заданному вектору.

Предложения Караганова завернуты в хитрую оболочку. Помимо стандартных для либералов оборотов ("взаимовыгодные договоры", "перспективность сотрудничества", "ориентация на новые рынки"), автор вовсю использует чуждую для них риторику "державности", апеллирует к имперским амбициям России.

Так, для начала Караганов "совершенно безобидно" предлагает переориентировать экономику Сибири и Дальнего Востока под азиатские рынки:

"Я и многие мои молодые коллеги, несмотря на свою более чем однозначную европейскую культурную ориентацию,... многие годы ратовали за частичную экономическую переориентацию России на поднимающиеся рынки Тихого океана и Азии. В первую очередь - через убыстренный подъем и новое освоение Сибири и Дальнего Востока", – заявляет автор.

Однако палка Караганова – о двух концах. Ускоренный подъем и новое освоение – это "не то, что вы подумали":

"В России поняли выгодность и перспективность азиатских рынков. Начинают осознавать, что выходить на них нужно не через "новую индустриализацию" Сибири. А через производство и поставки на азиатские рынки групп товаров, по которым у России есть конкурентные преимущества и на которые в регионе увеличивается спрос. Это - энергия и энергоемкие товары, сырье и полуфабрикаты высокой степени переработки, и, может быть, главное - водоемкие товары - химволокна, продукция целлюлозно-бумажного комплекса, многие виды продовольствия. Производство которых может и должно быть весьма высокотехнологичным, тянуть за собой соответствующие отрасли машиностроения".

Заявляется абсолютно противоречивая модель: нужен "убыстренный подъем" Сибири и Дальнего Востока, но индустриализация не нужна, а нужно просто продолжать (ведь сотрудничество в данных отраслях уже есть) продавать сырье и товары из списка Караганова. В случае же с продовольствием актуальным стоит вопрос: а каким образом мы будем конкурировать на данном поле, когда уже есть проблема завоевания Китаем наших рынков?

Однако либерал далее указывает, что серьезно угрозу подчинения России "азиатским соседом" он не воспринимает. Тут, говорит Караганов, "сыграла злую шутку и тысячелетняя привычка видеть во внешнем мире преимущественно источники угроз, но не возможностей. Представление о китайской угрозе навязывали и продолжают навязывать США и соседи Китая - Южная Корея и Япония, опасающиеся усиления Китая в результате получения широкого доступа к ресурсам Востока России".

Но – и тут наиболее явно виден подвох автора! – автором заявляется: "Угроза" со стороны весьма дружественного и поддерживающего Россию Китая существует - мягкого подчинения первой второму, в соответствии с многотысячелетней китайской традицией подчинения сопредельных стран, но не их завоевания", – невинно отмечает Караганов.

Данные высказывания очень своеобразно соотносятся с той "патриотической риторикой", за которой автор хочет скрыть "возможность мягкого подчинения". В таких апелляциях сквозит неискренность: "В начале XXI века от того, сможет ли Россия стать полноценной тихоокеанской державой, зависит столь необходимое большинству русских ощущение себя гражданами державы, признаваемой за великую", - чувствуется некоторая издевка над большинством, которому так нужно "ощущение", а не реальность. Далее Караганов обвиняет силы Запада в том, что они мешают России войти в Европу – и это при том, что сам уже практически 20 лет был одним из главных проповедников евроцентризма в стране и агитировал за модернизацию "неполноценного" российского народа.

Становится ясно, что "китаецентризм" Караганова заключается не в эффективном сотрудничестве с азиатским тигром, а в мягком подстраивании под вполне определенные интересы.

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU

Мнения экспертов по проблеме разделились. Так, первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков считает, что Караганов в данном случае просто пытается вписаться в тренд: "У этих людей есть желание иметь деньги и держаться при власти. Караганов - идейный западник. В данном случае он просто хочет вписаться в тренд, чтобы сохранить свое положение", – уверен эксперт.

Валерий Коровин|Фото: Накануне.RU

Есть и мнение, что Караганов такими "вбросами" пытается влиять на характер наших взаимоотношений с Китаем – чтобы привести их в то состояние, которое будет выгодно Америке. Так считает Валерий Коровин, член Общественной Палаты РФ. "Караганов - известный либеральный политолог, он пытается продвигать западные, американские интересы по отношению к России. Его устами проговаривается самый низкий уровень сотрудничества, сырьевой, который подходит для колониальных стран. При этом следующий уровень, промышленный, намеренно выводится из схемы", - заявил общественник Накануне.RU.

Дмитрий Красноухов