Ситуация в Донбассе по состоянию на вечер 17 сентября.
В стратегическом отношении ситуация в целом поменялась слабо. Перехваченные коммуникации группировок хунты, пытавшихся окружить Горловку, создают солидный задел для крупных чисто военных успехов в случае перехода боевых действий в более активную стадию. Пока еще нельзя говорить о полном окружении, но при сохранении текущих тенденций, в течение 2-3 дней как минимум одна из группировок может оказаться в полноценном котле. В целом, противник, перейдя к формированию ударных кулаков, вследствие недостатка сил не может поддерживать должную плотность фронта на всем протяжении, поэтому, даже превосходя армию в Новороссии в численности и количестве бронетехники, хунта имеет существенные слабости во фронте - участок между Мариуполем и Волновахой, фронт севернее Луганска, разрывы между группировками, атакующими Ясиноватую и удерживающими выступ Дебальцево-Соледарск. Значительные силы хунты втянуты в удержание заведомо невыгодных выступов, которые прямо так и просятся к тому, чтобы их срезали. Нынешние заявления армии Новороссии о том, что якобы "создан самый большой котел за всю войну", конечно, являются преувеличением, отрезанные коммуникации у группировки в 2000-2500 солдат, что явно уступает и Южному Котлу 1.0, и Иловайско-Амвросиевскому котлу. Тем не менее, это является показателем, что хунта как влезала регулярно в котлы, так и продолжает - качество управления войсками даже в условно "мирный" период оставляет желать лучшего.
В плане сосредоточения основные силы хунты уже стянуты в Донбасс, существенно нарастить группировку хунта пока не может - с учетом плановой ротации подразделений и стянутых на фронт боеспособных частей, пополнять группировку хунта сможет лишь вводом в строй восстановленных батальонно-тактических групп, ранее разбитых подразделений, причем их боевые качества представляются весьма сомнительными вследствие больших потерь в людях и матчасти. По сути, без 4-й волны мобилизации, хунта не сможет существенно повысить численность своей группировки, которая остается примерно на уровне начала июля 2014 года. С учетом же провалившихся 3-х волн мобилизации, результативность 4-й так же вызывает известный скепсис. Хунта, конечно, еще не подошла к пороговым значениям своего мобилизационного потенциала, но уже испытывает серьезные трудности. Все это усугубляется проблемой с техникой - по разным оценках, хунта потеряло около 60-70% от имевшейся в Донбассе техники (причем, что самое страшное для хунты, более 220 единиц бронетехники разной степени боеспособности досталось армии Новороссии, которая уже ввела в строй от четверти до трети захваченных трофеев). Конечно, на складах и ремонтных базах еще стоит немало танков, БМП, БТРов, САУ и РСЗО, но в августе и сентябре пополнение не смогло компенсировать огромные потери. Потуги получить технику от стран НАТО и попытки выкупить технику по внешнеторговым оборонным контрактам, являются попыткой закрыть образовавшуюся дыру в матчасти. Украина продолжает пожинать плоды чудовищного разграбления советского военного наследства.
Ситуация с донецким аэропортом остается прежней. Хунта его удерживает, несмотря на то, что армия Новороссии его в очередной раз заблокировала. Хунта систематически обстреливает позиции ополченцев из танков и орудий, ополченцы в ответ заваливают снарядами и ракетами аэропорт. Отсутствие тут крупных калибров не позволяет выкурить противника из разветвленной системы подземных и бетонированных сооружений, позволяющих сохранять живую силу противнику. Тем не менее, потери в технике и проблемы со снабжением приводят к попыткам деблокирования аэропорта и проталкиванию туда новых сил. Одни попытки приводят к тяжелым потерям, когда прорывающиеся попадают под концентрированный огонь артиллерии армии Новороссии, с другой стороны, есть и факты прорыва во время "странного прекращения огня", о котором на днях сообщал Стрелков.
Также стоит упомянуть заявления с СМИ хунты, в которых указывалось на некий факт переговоров, в которых хунта якобы предлагала сдать аэропорт армии Новороссии в обмен на отвод войск Новороссии от Мариуполя на 5 километров. Несколько странное предложение, с учетом упорства, с которым хунта цепляется за аэропорт. Но, возможно, в последнее время, целесообразность его удержания стала сомнительной, и его попытались обменять на какие-то оперативные выгоды на других участках. В общем, пока этот вариант остался всего лишь на уровне разговоров.
К северу от Луганска, в силу организационной слабости военных отрядов ЛНР, не имеющих единой координации и действующих кто в лес, кто по дрова, противник на ряде участков медленно отходит, хотя ничего значимого на деле не происходит - бои как шли в районе Счастья, Станицы Луганской, Славяносербска и Веселой Горы, так и идут. Широкого охвата и окружения группировки хунты севернее Луганска не получилось, удар хунты на Станицу Луганская во второй половине августа сорвал амбициозные идеи перехвата коммуникаций хунты на линии Новоайдар-Счастье, в результате чего все свелось к оттеснению противника и затяжным боям за Счастье. Из существенного стоит упомянуть взрывы на Луганской ТЭС, в результате чего большая часть области осталась без света. Судя по тому, что командир карательного батальона "Айдар" недавно на камеру грозил взорвать ТЭС в случае наступления армии Новороссии на Счастье, каратели таки претворили свою угрозу в жизнь. В общем, пока из России в ЛНР тянут линии электропередач, чтобы "запитать" мятежную республику, с другой стороны хунта продолжает целенаправленное разрушение социальной инфраструктуры.
Обстрелы городов и населенных пунктов Новороссии фактически не останавливались ни на день с момента подписания так называемого "перемирия". Особенно достается Донецку и прилегающим городам, которые подвергаются обстрелам каждый день, с достаточно масштабными разрушениями и жертвами среди мирного населения. Ориентировано, с 6 по 17 сентября на территории ДНР погибло примерно 55-60 мирных жителей. Так как полностью зачистить позиции хунты вокруг Донецка (на что рассчитывали на волне победного наступления, прерванного "перемирием") не удалось, то у нее осталось еще достаточно подходящих участков, которые позволяют накрывать практически все районы Донецка и его пригородов. Военного смысла они, как и прежде, не имеют, и связаны исключительно с целями уничтожения гражданского населения и социальной инфраструктуры. В целом, пока противник не будет оттеснен западнее Карловки, отброшен от Ясиноватой и вычищен из Ждановки - на прекращение обстрелов рассчитывать не приходится.
По ситуации с "единым командованием Новороссии". Судя по всему, никакого "единого командования" так и не образовалось, потому что подписанты решили заявить какие-то права на власть и гуманитарку, не посоветовавшись с остальными. Стрелков прокомментировал, что никакой серьезной угрозы для текущих раскладов данный акт самоуправства не несет. Судя по всему, происходящее является продолжением разборок, связанных с приднестровцами и Антюфеевым, падение которого обострило внутренние противоречия, связанные помимо попыток зачистить "революционеров первой волны", с борьбой за контроль над поставками гуманитарки, которые в значительной степени определяют силу тех или иных отрядов ополчения, которые ее получают, и соответственно военно-политическое влияние таких отрядов. Если внимательно присмотреться к списку подписантов, то нетрудно увидеть, что там находятся люди, отнюдь не избалованные поставками, или выпавшие из круга тех, кто их контролировал. Наиболее крупные поставки замкнуты на "Оплот" Захарченко, отсюда и простой факт, что значительные силы "Оплота" сейчас сосредоточены в самом Донецке, чтобы не допустить как попыток силового переворота в свете обвинений Захарченко в предательстве, так и попыток силового передела контроля над гуманитарными поставками.
Разумеется, вся эта грызня к "единому командованию" никакого отношения не имеет и поэтому данная инициатива широкого отклика среди медийных персон Новороссии не встретила и выглядит как инициатива группы лиц, никак не согласованная ни с военным, ни с политическим руководством народных республик - характерный момент, никто из известных персон ЛНР в этом "едином командовании" не замечен и никак его не поддержал. Угрозы от ДРГ "Варяг" с требованиями подчинится непонятному Корсуню, разумеется, весьма сомнительного свойства, так как силовых возможностей подчинить этому командованию "стрелковцев", "Оплот" или "Призрак" просто нет. Собственно, язык подобных ультиматумов от не самых сильных отрядов – явно не тот способ, которым можно сплотить отряды Новороссии. Примечательно, что Мозговой, которому также отпускали грузы весьма дозировано, это понимает, и открестился от подобных инициатив.
Борис Рожин (colonel cassad)