Ограничения доступа российских компаний к технологиям для разработки шельфа Арктики некритичны для отрасли. Компаниям, в первую очередь, стоит сосредоточиться на проектах, которые находятся на суше, считают эксперты.
Напомним, что 12 сентября США и ЕС расширили санкции против России, они коснулись предоставления оборудования для добычи нефти на шельфе. По мнению экспертов, пока внутри страны не будут созданы условия для выпуска техники на основе уже существующих разработок ученых, нефтяные компании будут испытывать проблемы в реализации шельфовых проектов.
"У компаний могут возникнуть проблемы с технологиями на арктическом шельфе. Но моя точка зрения – нам не нужно сейчас рваться в Арктику с масштабными работами. Нужно заниматься изучением, поиском и разведкой. Что касается разработки месторождений – у нас достаточно много объектов на суше. Поэтому отсрочка добычи на шельфе не принесет дополнительных проблем", - считает президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль.
В числе важнейших проектов эксперты назвали баженовскую свиту, общие запасы нефти в которой оцениваются в 150-180 млрд т, а извлекаемые – в 20-30 млрд т, и Штокмановское месторождение (запасы газа 4,5 трлн кубометров).
Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов поддержал это мнение: бросать все ресурсы на реализацию проектов в Арктике не стоит. Если сделать это направление приоритетным, то нефтегазовые компании получат новые рычаги для шантажа властей.
"Одна компания ("Роснефть") уже попросила 1,5 трлн руб., что не совсем прилично в сегодняшней экономической ситуации. А что, если все так себя будут вести и говорить: "иностранные компании ушли из Арктики, поэтому дайте нам 1,5 трлн руб.". Это неправильный подход", - сказал эксперт.
По его словам, нужно бросить силы на освоение Западной Сибири и искать партнеров для разработки месторождений в этом регионе.
Заместитель директора Института проблем нефти и газа РАН Василий Богоявленский отметил, что стоит озаботиться реализацией проекта "Ямал СПГ", который зависим от иностранных компаний.
"Проекту какое-то время будет непросто. Подразумевалось, что все оборудование будет закупаться за рубежом. В частности 16 газовозов строятся в Южной Корее. Я думаю, что это неправильная тактика. Нужно закупить парочку газовозов, изучить их и думать, как наладить производство на российских верфях", - отметил Богоявленский.
Мощности ямальского завода по производству СПГ могли быть еще больше. На азиатский рынок, на который нацелен проект, можно поставлять до 200 млрд кубометров газа (потребности только Китая и Японии).
"АТР должен быть приоритетеным на ближайшие 20-30 лет, в том числе по СПГ. Если мы успеем попасть на рынок до 2020 г., то займем свою нишу. Если нет – отстанем навсегда. На Ямале мы должны построить завод мощностью не 16,5 млн т, а по меньшей мере 40-50 млн т, чтобы занять значимую долю рынка СПГ. На нашу долю приходится 10 млн т торговли, это меньше 3% от общего объема", - сказал Геннадий Шмаль.