Правительство одобрило проект бюджета на 2015-1017 г. Впервые над бюджетом пришлось работать в таких сложных условиях, отметил на заседании премьер Дмитрий Медведев: замедление экономического роста усугубилось введением санкций в отношении отдельных отраслей экономики. В Бюджет были заложены дополнительные средства на поддержку отечественных компаний и предприятий, передает корреспондент Накануне.RU.
Неблагоприятные факторы, повлиявшие на бюджет – это не только санкции, но и внутренние условия: сокращение инвестиционного и потребительского спроса, ускорение инфляции и сохраняющийся отток капитала. Со стратегическим планированием у правительства по-прежнему проблемы, по словам Медведева, при верстке бюджета была "высокая степень неопределнности", ни Минфин ни Минэкономики не смогли спрогнозировать, когда бизнес вновь заинтересуется инвестированием.
"По оценкам Минэкономразвития, валовый внутренний продукт в этом году вырастет на полпроцента. Начиная со следующего года мы ожидаем некоторого ускорения его роста – до 1,2%, в 2016 году более благоприятные ожидания – на уровне до 2,3%, а в 2017-м – на уровне 3%. Но это основной, базовый сценарий, понятно, что есть и более пессимистические подходы, и более обнадёживающие расчёты, но мы исходим из этого сценария в настоящий момент", - озвучил данные Дмитрий Медведев. Бюджет верстали исходя из этого прогноза.
Ведомство Алексея Улюкаева предложило два варианты прогноза: базовый и оптимистический. Но как сказал сам министр, оба они исходят из достаточно позитивных представлений. Ожидаемая цена на нефть в прогнозе – 104 доллара за баррель, на три следующих года она останется на уровне 100 долларов, полагает Минэкономразвития.
"Мы закладываем в прогноз предположение о том, что новые санкционные режимы не вводятся и действие имеющихся санкций заканчивается в 2015 г. (…)Тем не менее в период с 2016 по 2017 год мы ожидаем сокращения объёма оттока капитала и выхода его на более приемлемый уровень – 20–30 млрд долларов в год", - сказал Улюкаев на заседании.
Минэкономики ожидает увеличения инвестиционного роста за счет капиталовложений компаний: "Газпрома", "Транснефти", "Роснефти". Увеличение инвестиций в экономику, как частных, так и государственных ожидается и за счет реализации крупных проектов, таки как "Сила Сибири", реконструкция БАМа, Транссиба, ЦКАДа.
В базовом варианте рост инвестиций начнется с 2016 г., полагает правительство: составит 1,6% в 2016 году и 2,9% в 2017 году.
Прогноз инфляции на 2015 г. – 5,5%, при этом, это уже повышенные цифры и Минэкономразвития надеется, что в течение года инфляционная динамика будет замедляться.
"Мы ожидаем, что начиная с 2016 года будет восстанавливаться рост реальной заработной платы до 2,8% в 2016 году и 4,6 в 2017 году, соответственно, среднегодовой розничный оборот ускорится до темпов свыше 3% – 3,2%", - доложил Улюкаев.
Улюкаев отметил, что тарифы монополий будут повышены не на уровень инфляции, а на 1% выше ( в том числе на 7,5% будут проиндексированы тарифы РЖД, однако компании будет выделено дополнительные 30 млрд рублей для "оптимизационных мероприятий"). Индексацию тарифов на теплоснабжение предлагается ограничить в 2015 году на уровне 7%, в 2016-м – 5,5, в 2017-м – 4,2%.
По "умеренно оптимистичному сценарию" расходы бюджета на финансирование инфраструктурных проектов, дополнительное выделение средств из ФНБ для тех секторов экономики, которые оказались уязвимыми в связи с введёнными санкциями будут увеличены.
"При условии принятия этих мер, а также дополнительных мер поддержки несырьевого экспорта мы ожидаем, что государственные капиталовложения с учётом средств Фонда национального благосостояния увеличатся с уровня примерно 2% в базовом варианте до 7,4% в среднем за три года во втором варианте.", - сказал Улюкаев, отметив, что во втором сценарии рост инвестиций составит уровень между 3 и 5,5% в расчёте на год.
По второму сценарию ВВП начиная с 2015 года будет ускоряться и в среднем составит 3,3%, а к 2017 году ускорится до 4,3%. Разница в темпах роста ВВП между вариантами составляет в среднем 1,4%.
Основной статьей расходов бюджета остается социальная поддержка граждан, сферы образования, здравоохранения, культуры. На эти цели направляется 57% средств федерального и регионального бюджетов. На выплату пенсий, различных пособий, субсидий и компенсаций только в федеральном бюджете на три года предусмотрено более 2,5 трлн рублей. При этом, по словам Медведева, менять бюджетное правило правительство не намерено.
"Объём резервного фонда в следующем году должен составить около 3,5 трлн рублей, в 2016 и 2017 годах – вырасти до 3,6 трлн и 3,7 трлн рублей соответственно", - сказал он.
Уже после заседания, отвечая на вопросы журналистов, Улюкаев отметил, что для поддержки компаний сформирован антикризисный резерв в 190 млрд руб. Эти средства должны помочь предприятиям провести программу импортозамещения, кроме того, заемный средства правительство готово предоставить из ФНБ.
Главными претендентами на деньги Фонда являются "Гзпром" и НОВАТЭК, выделение средств которым уже рассматривается правительством.
От повышения налогов для пополнения бюджета правительство отказалось. По словам Улюкаева, введения налога с продаж не будет, в прогнозном бюджете остались прежними ставки и по НДС.
"Налог с продаж мы не рассматривали в качестве инструмента повышения налоговых доходов субъектов Российской Федерации. Мы решили пойти другим путём, мы финансово серьёзно помогли Москве, Московской области в решении транспортных проблем. В первую очередь налог с продаж рассматривался как источник для крупных регионов, мегаполисов, таких как Москва, Московская область, Санкт-Петербург и так далее", - сказал Улюкаев, добавив, что для поддержки Москвы выделены субсидии 32 млрд, 45 млрд и 45 млрд рублей по годам.
" НДС остаётся прежним – 18%. Мы лишь приняли решение об отмене порога, до которого взимались страховые взносы в Фонд обязательного медицинского страхования. Это 624 тыс. рублей в текущем году. Предлагается этот порог отменить и взимать взносы без этого ограничения", - сказал министр.