Новости
Кадры и деньги решают все. В Екатеринбурге для реформы МСУ сменят не форму, а содержание местной власти
Политика | Свердловская область | Уральский ФО

Реформа местного самоуправления (МСУ) пройдет на Среднем Урале по "консервативному варианту" – профильный закон лишь зафиксирует существующее положение дел. Однако, изменения на муниципальном уровне, и прежде всего, это касается усиления ответственности глав муниципальных образований (МО), изменений статуса депутатов, а заодно и пересмотра денежной политики. К такому итогу пришли участники круглого стола посвященного реформе МСУ в Екатеринбурге, передает корреспондент Накануне.RU.

Сегодня в заксобрание Свердловской области внесены первые два законопроекта, которые приводят региональное законодательство в соответствие с федеральной реформой МСУ. Этому вопросу и был посвящен круглый стол на базе дискуссионного клуба "4 ноября".

Не удивительно, что разговор о местном самоуправлении начали с прошлогодних выборов главы города, когда большинство из пришедших на выборы екатеринбуржцев предпочли протестное голосование и проголосовали за оппозиционера Евгения Ройзмана.

"Я считаю, что наш мэр – это позор и пощечина для всех нас, для всего населения третьего или четвертого города страны. Ройзман – это позор", – начал дискуссию профессор Евгений Анимица.

Он отметил, что имеющийся результат стал итогом того, что с населением никто не работал, поэтому кандидат от власти потерпел поражение, а в городе случилось протестное голосование.

"Население и власть оторваны друг от друга. Власть не интересуется проблемами и мнением народа, народ не знает, чем занимается власть. Вчерашняя история с банками – тоже пример. Если бы власть сразу выступила с заявлением, что это провокация и никаких проблем с банками нет, ничего бы не было, а так – допустили панику", – привел пример профессор.

Другой важнейший вопрос – мигранты. По оценке эксперта, в Екатеринбурге – до 100 тыс. мигрантов и с ними тоже никто не работает, между тем такое количество мигрантов не может не оказывать влияния на ситуацию. На фоне того, как нарастают самые разные вызовы внешней среды, власти ни в регионах, ни на местах не контактируют с людьми, и важнейшей задачей, по мысли Анимицы, является поворот власти и народа лицом к друг другу.

Дискуссию продолжил руководитель Уральского института регионального законодательства Николай Воронин, являющийся одним из разработчиков законопроекта. Он пояснил, что реформа МСУ будет проходить в несколько этапов, первый из которых близок к завершению – первые законопроекты уже внесены и будут рассмотрены на ближайшем заседании заксобрания. Эти законопроекты фиксируют порядок избрания глав муниципалитетов, существующий сейчас, а также прописывают полномочия, которые останутся на уровне сельских поселений. Второй этап будет включать в себя разработку пакета законопроектов, которые закрепляют варианты учета мнения населения по выбору системы управления муниципалитетом, контрактные вопросы, вопросы, связанные с муниципальной собственностью, а также вопросы финансирования муниципалитетов. Третьим этапом будут разработаны законопроекты, регламентирующие перераспределение полномочий между МО и областью, а также вопросы образования новых муниципалитетов, в том числе и пресловутых муниципалитетов с внутримуниципальными районами – то самое деление на районы, против которого так резко выступили депутаты и мэрия Екатеринбурга и Нижнего Тагила в начале лета.

Депутат заксобрания от КПРФ Андрей Альшевских продолжил тему, начатую Анимицей и предложил свое видение того, как повернуть власть и народ друг к другу. По его мнению, необходимо инициировать законопроекты, в том числе и на федеральном уровне, прописывающие возможность отзыва должностных лиц, которые не исполняют своих предвыборных обещаний, либо не справляются с работой. Сейчас таких механизмов фактически нет, и люди не способны призвать к ответственности своего избранника, если он не оправдал их ожиданий. Другой элемент – совершенствование выборного законодательства. Депутат напомнил, что явка на выборы зачастую составляет 15-20%, а в европейских странах есть любопытные практики, связанные с повышением явки – от двух-трехдневного голосования до штрафов за неявку на участок без уважительной причины.

В этой связи участники дискуссии вспомнили и екатеринбургских депутатов. В качестве примера "подвернулся" экс-вице-мэр Владимир Крицкий, которого его избиратели со дня голосования не видели вообще ни разу.

Руководитель торгово-промышленной палаты Каменска-Уральского Владимир Воронов предложил взгляд с мест, и рассказал о том, что в Каменске-Уральском не поддержали панических настроений екатеринбургской мэрии и решили разобраться в тексте реформы, провели опросы жителей и пришли к выводу, что в городе действует сбалансированная система управления и возврат к районным депутатам, которых было аж 600 человек и собрания которых длились зачастую по три-четыре дня нецелесообразен.

Плавно дискуссия перешла к тому, что все реформы бессмысленны, если не будет соответствующих бюджетных полномочий. Только более адекватная, то есть менее централизованная и ориентированная на развитие малого и среднего бизнеса власть в муниципалитетах способна дать толчок к тому, чтобы реформа действительно дала позитивный результат. Кроме того, многие выступающие так или иначе затрагивали вопрос кадрового голода и непрофессионализма муниципальных служащих.

"О какой учебе может идти речь? Когда нам учиться? Надо мной стоит президент, правительство, губернатор, областное правительство, министерство и 40 контрольных органов, которые в любой момент могут прийти ко мне и провести проверку по своему профилю. Нас жизнь учит", – заявил глава Арамильского городского округа Владимир Герасименко.

С другой стороны, эксперты предложили целый набор вариантов для поднятия профессионального уровня – от постоянно действующей губернаторской школы до справочника кейсов с опытом областных муниципалитетов, как реагировать на ту или иную ситуацию. Ректор УрГЭУ Михаил Федоров рассказал о своей программе, которая действует по соглашению с некоторыми городами, в частности, с Каменском-Уральским, по которой студенты вуза придумывают проекты для своих городов. В случае с Каменском-Уральским сразу семь проектов получили одобрение в мэрии и были приняты к реализации. Федоров предложил муниципалитетам активно сотрудничать с вузами – студенты могли бы делать научные работы и дипломы по конкретным темам, а муниципалитеты получали бы готовые программы для развития.

Сергей Табаринцев-Романов