Ямальский музей имени И.С. Шемановского лишился второй уникальной находки, которую ученые сравнивают с знаменитым мамонтенком Любой. В Гыданской тундре найдены останки мамонта, но к моменту приезда научной экспедиции большинство его костей растащили на сувениры местные жители.
По размеру кости можно предположить, что это была не взрослая особь, а скорее подросток. Он больше Любы, но меньше того, что выставлен в зале МВК. Однако единственное, что удалось заведующему отделом археологии и этнографии МВК Александру Шлюшинскому – взять пробы мышечной ткани и шерсти. О том, что тундра хранит экспонат, сотрудники музея узнали недавно. Но уже в дороге из разговора с местными жителями выяснилось, что о нем известно давно, пишет "Красный север".
"В прошлом году глава Гыды пытался долететь туда, но у него не получилось. Информация дальше не пошла. Если бы узнали раньше, это была бы уникальная находка. Думаю, что он был целый. Там по идее было всё: если смотреть фотографии, у единственной кости (лучевой), которую удалось найти, была шерсть. Но за два жарких сезона от кожи ничего не осталось, всё разложилось, но она была. В песке остались фрагменты жировых тканей, а на кости – фрагмент связки. На днях образцы мягких тканей отправят на исследование в Екатеринбург", - рассказал Шлюшинский.
Мамонта явно подкапывали. Недалеко от раскопок в тундре была найдена челюсть.
"На полдороги мы обнаружили рога оленя, а под ними – челюсть. Якобы она не от этого мамонта. Тем не менее видно, что зубы выбивали топором или лопатой, есть зарубки. Видно, что челюсть была в хорошем состоянии. Об этом как раз говорит тот факт, что зубы не сами выпали из трухлявой кости, а их выбивали", - сокрушается ученый.
Из-за варварского отношения находка перестала быть ценной с научной точки зрения. Ямал остался без уникального экземпляра.