Новости
Правительство и ЦБ обсудили наихудшие сценарии экономического развития
Экономика | В России

Бюджетный процесс в 2014 году вновь, как и в 2009-м, повернут вспять. Уже после одобрения в целом правительством в прошлый четверг проекта федерального бюджета на 2015-2017 годы и бюджета социальных фондов ключевые макроэкономические прогнозы, в том числе основные направления единой денежно-кредитной политики (ДКП) Банка России, продолжают дорабатываться.

Вчера совещание у Дмитрия Медведева по экономическим вопросам, по данным "Коммерсанта", обсуждало перед рассмотрением в правительстве проекты ДКП. При этом проект прогноза социально-экономического развития РФ, готовившийся Минэкономики, 18 сентября "в целом" одобрен правительством с предложением совместно с Минфином уточнить параметры индексации тарифов "организаций инфраструктурного сектора и жилищно-коммунального хозяйства". Напомним, тарифы РЖД, "Газпрома" и энергосектора существенно меняют не только параметры инфляции, заложенные в прогноз, но и ряд расходов бюджета и в конечном счете сам прогноз - например, подтверждение роста на 10% вместо плановых 7,5% индексации тарифов РЖД на 2015 год явно потребует от Минэкономики коррекции прогнозов промпроизводства.

Коррекция денежно-кредитной политики ЦБ (проект был опубликован Банком России в середине сентября) также может потребовать изменений в бюджетные проектировки - притом что бюджет де-факто считается сверстанным. Открывая вчера совещание, посвященное анализу новых сценариев в ДКП, премьер-министр призвал к открытости обсуждений экономических вопросов на совещаниях в Белом доме. "Когда потом нет информации, это порождает массу различных слухов", - пояснил он, вероятно, имея в виду информационную ситуацию вокруг ВЭБа и быстрое распространение слухов о предстоящем изменении прогнозов курса рубля, заложенного в бюджетный прогноз, они как раз появились на фондовом рынке днем 24 сентября.

Во вступительном слове Дмитрий Медведев упомянул в качестве одного из предметов дискуссии снижение прогноза роста экономики РФ Всемирным банком. Прогноз, отметим, существенно мягче, чем мартовские оценки ВБ, предполагавшие спад ВВП в 2% в 2014 году в высокорисковом варианте и рост в 1% в низкорисковом (несмотря на реализованность большей части рисков уже в первом полугодии 2014 года, текущая ситуация ближе к низкорисковому сценарию ВБ). В базовом варианте прогноза банка экономика РФ вырастет в 2015 году на 0,3% и в 2016 году на 0,4% (в 2014 году оценка роста - 0,5% ВВП). ВБ предполагает, что при нерасширении санкционного режима ЕС и США в отношении РФ (и, очевидно, при отказе от второй волны "контрсанкций" - впрочем, правительство еще на инвестфоруме в Сочи на прошлой неделе заявило об отказе от их подготовки), отсутствии реформ и "неопределенности геополитической ситуации" (то есть сохранении внешнеполитической нестабильности) пик спада инвестиций (минус 8,1% год к году) придется на 2014 год, в 2015 и 2016 годах инвестиции вырастут на 0,3% и 1%, темпы роста внутреннего спроса снизятся до 0,5% в год (сейчас 2,1%, в 2012 году - 6,8%), профицит текущего счета сохранится на нынешнем уровне, а инфляция снизится с 8% в 2014 году до 7% в 2015 году и 5% в 2016 году.

Оптимистический сценарий ВБ также не слишком оптимистичен: он предполагает рост ВВП в 2015 году в лучшем случае на 0,9% (в 2016-м на 1,3% ВВП), более быстрое снижение инфляции, более резкий отскок инвестиций (до 2,5% их роста в 2016-м). При этом пессимистичный сценарий прогноза ВБ, в который заложены незначительное расширение санкций (до краткосрочных ограничений импорта газа, но не нефти) и некоторый рост внешнеполитической напряженности, обещает экономике РФ спад ВВП в 2015 году на 0,9% с продолжением в 2016 год (минус 0,4%), продолжение инвестспада (4,3% в 2015 году), спад внутреннего спроса (0,3% в год).

Парадоксально, но пессимистический и в меньшей степени базовый сценарий прогноза ВБ сулит рублю большую стабильность - в пессимистическом сценарии профицит текущего счета растет в 2015-2016 годах до $80 млрд в год при аналогичном оттоке капитала, в оптимистичном сценарии (очевидно, за счет восстановления импорта) он сокращается до $43 млрд в 2015 году и $29 млрд в 2016 году при аналогичном оттоке, поскольку ВБ уверен в переходе к отказу ЦБ от валютных интервенций с 2015 года. Впрочем, главный пессимизм ситуации - в том, что и оптимистичный, и базовый, и пессимистичный сценарии Всемирного банка основываются на цене нефти в 2015 году в $99,5 за баррель и $100,1 в 2016 году.

По данным "Ъ", совещание у Дмитрия Медведева пошло в неосторожности чуть дальше, чем ВБ: у премьер-министра рассматривались сценарии ЦБ (по словам одного из источников "Ъ", знакомых с ситуацией, - вплоть до прекращения работы SWIFT в России и прочих вариантов "жестких крэш-тестов"), предполагающие падение средней цены нефти в 2015 году до $100, в 2016-м - до $91 за баррель, а в 2017-м до $87 за баррель (напомним, на прошлой неделе нефть стоила порядка $95 за баррель). По расчетам ЦБ, с которыми ознакомился "Ъ", умеренная эскалация санкций приведет к снижению роста ВВП в 2015 году до 0,9% с отскоком до 1,5-1,9% в год в 2016-2017 годах, а вариант со снижением цен на нефть приведет к сокращению темпов роста ВВП в 2015-2017 годах с 0,5% до 0,3%.

Базовый сценарий прогноза ЦБ (нефть в нем стоит $102,5-105 за баррель) похож на сценарий ВБ - очевидно, что Банк России, который в своих расчетах особо подчеркивает достижимость и необходимость снижения инфляции до 4,5-5% в год к 2015 году, таким образом демонстрирует возможность сохранения режима плавающего курса и таргетирования инфляции - ЦБ, по данным "Ъ", констатировал возможность сохранения стабильности в банковском секторе при сохранении жесткой денежно-кредитной политики даже при более жестком падении нефтяных цен, до $80 за баррель. При этом, по данным "Ъ", представители Минфина представляли на совещании точку зрения, требующую и от ЦБ, и от правительства особого внимания состоянию платежного баланса и быстрого старта сокращения госрасходов. То, что текущие проблемы бюджета маскируются ростом рублевых доходов при ослаблении рубля, Минфин не устраивает: в этой логике резкое ослабление нефтяных цен и рубля для экономики будет опасным.