Минэкономики во втором, альтернативном прогнозе социально-экономического развития России представило расчеты о том, чего в ближайшие три года можно добиться, сократив нормативную величину Резервного фонда с 7% до 5%, подняв заимствованиями планку госдолга до 16% ВВП, передав 100% ФНБ на поддержку докапитализации банков и инфраструктурные проекты, проинвестировав через федеральный бюджет все доходы от управления суверенными фондами.
Альтернатива, предлагаемая командой Минэкономики, — вместо неизбежного восстановления инвестирования в 2015 г. за счет населения (прогноз при этом констатирует: в 2014 г. уровень чистого кредитования домашними хозяйствами остальных секторов оценивается в 4,8% ВВП) взрывной рост инвестирования в 7,2% годовых в 2015 г. (после обвала в 2,4% в 2014 году) предлагается обеспечить займами на рынке в 1,5% ВВП и средствами суверенных фондов.
Однако принципиальных изменений ситуации по итогам "большого скачка" он почти не содержит. Гипотеза Минэкономики заключается в том, что до половины факторов, обеспечивших снижение темпов роста 2014 г., являются все-таки циклическими, а не структурными и трата ФНБ с отменой "бюджетного правила" к 2017 г. позволит увеличить разрыв между потенциальным и фактическим ВВП (с умеренным ростом потенциала) до 0,1% с динамикой ВВП в 2017 г. в 4,3%. Ожидаемый промышленный рост в такой стратегии составляет около 10% к уровням 2014 г., на 30% выше базового прогноза. Стратегия позволяет, по расчетам Минэкономики, стабилизировать безработицу вместо ее небольшого роста (до 6% в 2017 г.) в базовом прогнозе, обнулить счет текущих операций в 2016 г., избежать остановки роста розницы в 2015 г. и поддержать рост кредитования на уровне 15-17% в год вместо базовых 12-13%, пишет "Коммерсант".