РЖД обратились в Конституционный суд, чтобы признать не соответствующими Конституции оборотные штрафы ФАС. До подачи запроса в Конституционный суд РЖД вела спор с ФАС 2,5 года. ФАС возбудила дело против РЖД в 2011 г. — после обращения 42 грузоотправителей. Они жаловались на снижение доступности грузовых железнодорожных перевозок и рост транспортных затрат из-за того, что РЖД отказывает компаниям в перевозке грузов в своих вагонах. ФАС посчитала, что РЖД ущемляла интересы контрагентов, и обязала госмонополию устранить нарушения и выплатить 2,24 млрд руб. штрафа.
РЖД решение службы оспорила, объяснив отказ от грузоперевозок реформой железнодорожного транспорта, которая предполагала передачу инвентарного парка в дочерние компании и вывод из регулируемого сектора. Спор между госмонополией и ФАС прошел два круга судебных разбирательств.
Параллельно РЖД решила оспорить подход ФАС к определению штрафов в Конституционном суде. Госмонополия считает, что порядок, закрепленный в КоАП, не соответствует Конституции.
В ФАС с аргументами РЖД не согласны. Оборотные штрафы - общемировая практика, в большинстве стран они рассчитываются как процент от выручки: чем больше оборот, тем больше штраф, пишут "Ведомости".