Президенты "каспийской пятерки" (Россия, Иран, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан) так и не урегулировали статус Каспийского моря, однако смогли достичь консенсуса по ряду принципиальных позиций. Президент России Владимир Путин выразил уверенность в том, что участникам переговорного процесса "по силам" принять итоговый документ уже на следующем саммите в 2016 году. Эксперты считают, что на позиции сторон влияет международная конъюнктура, и события на Ближнем и Среднем Востоке "могли отбрасывать тень" на все происходящее в Каспии, передает корреспондент Накануне.RU.
Основным документом, который был подписан президентами пяти стран, имеющих выход к Каспийскому морю, стало совместное заявление - в нем фиксируются основные позиции, по которым если и не достигнута полная договоренность, то нет принципиальных противоречий.
В тексте документа приводится 19 пунктов, на основе которых будет развиваться сотрудничество прикаспийских государств. В заявлении говорится о том, что Каспийское море – это зона добрососедства, в которой недопустимо применение силы по отношению к любой из стран.
"Уважение суверенитета, территориальной целостности, независимости, суверенного равенства государств, неприменение силы или угрозы силой, взаимное уважение, сотрудничество, невмешательство во внутренние дела друг друга", – декларируется первый принцип.
Целый блок связан с акваторией моря. Так, за каждым государством закрепляется 15-мильная прибрежная зона национального суверенитета, а также дополнительные 10 миль, на которые распространяется исключительное право на добычу водных биологических ресурсов. Однако, в этом пункте есть оговорка о том, что все это прописано "при том понимании, что вопрос применения методик при установлении исходных линий будет предметом дальнейших консультаций сторон". Заявление декларирует свободу мореплавания и его безопасность. Вход в Каспийское море разрешен только для судов под флагами прикаспийских стран. Эти корабли имеют право на свободный доступ в Мировой океан и возвращение из него.
В тексте говорится о том, что разграничение дна и недр моря будет проходить на основе " общепризнанных принципов и норм международного права", по договоренности сторон. Стороны принимают согласованные нормы по воспроизводству и регулированию биологических ресурсов и охране природной среды Каспийского моря.
Кроме того, речь идет и о научных исследованиях, для которых будут создаваться благоприятные условия, а также о развитии взаимовыгодного сотрудничества.
В частности, президенты обсуждали создание транспортных коридоров, которые будут связывать крупнейшие порты Каспийского моря, что по мнению глав государств, позволит сделать доставку грузов в два раза дешевле, а поток товаров между странами в перспективе может вырасти практически на порядок.
Насколько можно судить, либо не обсуждался, либо не получил итогового решения вопрос о Транскаспийском газопроводе, планы которого обсуждаются уже много лет. Считается, что этот газопровод мог бы стать еще одним альтернативным способом снабжения газом Европы. Президент Путин отметил, что Каспийское море – закрытая система и является очень чувствительной к любым катастрофам. По его словам, одна техногенная катастрофа может нанести непоправимый вред экосистеме моря. Вероятно, эти слова, отчасти относятся и к проекту строительства подводного газопровода, ведь, как известно, дно Каспийского моря традиционно является зоной достаточно высокой сейсмоактивности.
Все президенты отметили, что четвертый по счету саммит прошел достаточно плодотворно, однако, конечного результата переговоров в виде готовой конвенции добиться не удалось. Как отметил Путин, вполне вероятно, что к следующему саммиту в 2016 году Конвенция будет готова и подписана всеми президентами.
Итоги прошедшего саммита Накануне.RU прокомментировал заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ, кандидат исторических наук Андрей Грозин:
"Вопроса возможности прокладки "транскаспия" на саммите касались в опосредованной манере. Стороны договорились, что подписание конвенции по юридическому статусу Каспия продвигается. Пять прикаспийских государств, в целом, согласились на точку зрения на национальные сектора. Естественно, позиция Ирана выбивается из "общего хора". По трубопроводам какой-то договоренности не было: поскольку нет юридической конвенции, полностью описывающей право собственности над теми или иными территориями Каспийского моря, нет и базы для строительства труб.
По большому счету, то, о чем вчера договорились – сближение позиций государств, снятие наиболее болезненно воспринимаемых некоторыми из каспийских стран вопросов по иностранному военному присутствию, по экологии, и перенос тематики в рабочие группы и в рамки следующего саммита в Казахстане. Вчерашняя встреча в определенном смысле стала положительным моментом. Стороны сделали первый шаг в направлении выработки взаимоприемлемого статуса Каспия, а также выработки позиции, которая будет устраивать всех.
Основное значение мероприятия состояло в том, что пять государств способны слышать друг друга и учитывать мнение друг друга. Предыдущий, третий саммит был в этом смысле несколько разочаровывающим. Договоренности по инвентаризации на Каспии, недопущение туда вооруженных сил – демонстрация того, что, в перспективе, все вопросы можно решить. Но я бы не связывал излишних надежд с саммитом в Казахстане. Слишком много переговоров, слишком долго стороны загоняли друг друга в тупики, из которых тяжело выйти. Среди них – проблема с трансграничными месторождениями, приемлемостью секторального деления. К примеру, Азербайджан выступает "за", а Иран – категорически против.
Я бы оценил вероятность подписания конвенции как 50:50. С одной стороны, многие вещи зависят от доброй воли прикаспийских стран и от их желания идти на взаимные уступки. На вчерашнем саммите стороны продемонстрировали именно такой подход. Конвенция появится, но, я думаю, это вопрос не ближайших месяцев, а двух-трех лет.
Никто не ожидал от вчерашнего саммита таких результатов. Большинство экспертов говорили о том, что стороны опять встретятся, разойдутся и, в лучшем случае, не разругаются. Однако, мы видим, что результат гораздо серьезнее. Тут выявляется международная конъюнктура. События на Ближнем и Среднем Востоке могли отбрасывать тень на все происходящее в Каспии.
Общемировой принцип, связанный с проблемами России в отношениях с Западом, тоже повлиял. Этот большой комплекс внешнеполитических проблем, которые стали актуальным за последние полгода, стал своеобразным катализатором к тому, чтобы стороны попытались сконцентрироваться на том, что их объединяет.
Это парадокс: чем хуже обстоят дела с безопасностью, экономикой на Ближнем и Среднем Востоке, в Центральной Азии и Восточной Европе, тем проще сторонам, которые были включены в ранее существовавшие споры и конфликты, найти точки для взаимопонимания".