Целый год академики и чиновники спорили о том, как включить инновацию реформы РАН - Федеральное агентство по делам научных организаций (ФАНО) - в процесс управления огромными ресурсами, высвобожденными после разгрома Академии наук, так, чтобы хотя бы не стало хуже. Старая структура науки разрушена - новая еще не появилась. Впрочем, власти не намерены ее появления ждать долго. 15 января истекает мораторий на полное вступление ФАНО в свои права, введенный Владимиром Путиным и на время лишь "подморозивший" реформу РАН. Накануне чиновники ФАНО и академики РАН собрались в Новосибирске и попытались придумать, что теперь делать с научными институтами, если "оставить все как есть" уже нельзя, но и что дальше делать - тоже непонятно, передает корреспондент Накануне.RU.
В Новосибирске прошел второй этап консультаций чиновников ФАНО России с ученым сообществом и академиками, которое по поручению Владимира Путина должно к концу 2014 года сформулировать свой вариант развития "сети" научных организаций - кооперации между ученым сообществом, институтами и тем, что осталось от Академии наук. В работе второй экспертной сессии приняли участие более двухсот директоров научных организаций из Сибирского федерального округа, Якутии и Тюменской области. По информации пресс-службы СО РАН, от Российской академии наук на встрече присутствовали заместитель президента РАН Владимир Иванов и председатель Сибирского отделения РАН, академик Александр Асеев.
"Есть точка зрения "оставить все, как есть", и она тоже, в общем, рассматривается… На основании всей информации, которую мы собираем, будут готовиться предложения руководству страны", - открыл заседание заместитель главы Федерального агентства научных организаций Алексей Медведев.
Впрочем, сторонников "оставить все, как есть" он сразу попросил принять во внимание тот факт, что поиск новых форм кооперации в науке продиктован временем. По его словам, государство ждет от науки новых решений, которые обеспечат развитие России в будущем. Без преобразований удовлетворить спрос на новые технологии будет непросто. Кроме того, внимание к судьбе академических институтов сегодня проявляют различные субъекты государственной политики.
Как выяснилось, после реформы РАН и создания ФАНО новое ведомство регулярно получает предложения от различных органов исполнительной власти передать им тот или иной институт или объект инфраструктуры.
"В этих условиях, сохранить в нынешнем составе сеть научных организаций возможно только при наличии консолидированной позиции научного сообщества", - ответил Медведев.
Вслед за ним, заместитель президента РАН Владимир Иванов артикулировал позицию Академии наук.
"Сначала должны быть определены стратегические программы, а уже потом, под них — организационные структуры. Начинать надо не с того, кого с кем сливать или разделять, а с постановки целей и задач", - заявил Иванов. Он также подчеркнул, что, в принципе, реорганизовывать институты можно на единственной основе — совместной оценке их эффективности, совершаемой представителями РАН и ФАНО.
А председатель СО РАН академик Александр Асеев и вовсе напомнил о настоятельных пожеланиях Академии и ее Сибирского отделения минимум на год отложить любые организационно-структурные изменения, чтобы обстоятельно и всесторонне их обсудить.
Вслед за ними подняла голову партия "оставить все, как есть".
"Мы не можем так быстро, еле-еле установив взаимоотношения Академии и ФАНО, приступать к новой реорганизации", — высказался член президиума РАН академик Геннадий Месяц. Он подчеркнул роль региональных отделений РАН, создание которых в своё время "было огромным достижением и огромным приоритетом".
"Институты и так объединяются — считает член президиума СО РАН академик Николай Добрецов. — Если появляется новая идея и её поддерживают другие, то учёные будут развивать новое направление вместе, а если нет — никакие указы не помогут".
"Когда есть интересный проект, люди кооперируются, идут работать и никаких проблем!" — поддержал его директор Института теоретической и прикладной механики им. С. А. Христиановича СО РАН академик Василий Фомин, по словам которого, в действующей системе научных организаций "достаточно всё немножечко подправить".
Затем выступили те, кто во многом согласен на изменения, тем более, что замруководителя ФАНО на встрече активно намекал, что реформа не закончена ликвидацией решающей роли РАН в науке, и она будет продолжаться.
О неизбежности продолжения реформ рассказал академик РАН Любомир Афтанас.
"В нынешних условиях санация сети неизбежна. Мы понимаем, что есть неэффективные институты, с которыми что-то нужно делать. Этот механизм, безусловно, должен быть предложен. И тогда механизмы торможения в самой процедуре уменьшатся", – отметил он.
О необходимости серьезных перемен заявил и академик РАН Александр Донченко.
"Просто ничего не делать и ждать, когда нас самих реформируют, нельзя. Надо уже сегодня давать наши предложения. Новая кооперация позволит убрать ряд ненужных аппаратов, которые получают большие деньги. Мы союзники и РАН и ФАНО России, мы понимаем их задачу", - сказал Донченко.
Выслушав все позиции, замдиректора ФАНО сначала попытался успокоить ученых, заявив, что новые формы кооперации будут внедряться постепенно.
"Это работа не одного дня", – подчеркнул Медведев.
Однако тут же напомнил, что времени на то, чтобы долго согласовывать позиции с учеными, у чиновников нет.
"РАН и ФАНО должны подготовить к нему согласованную позицию, — заявил заместитель главы агентства. - А 15 января 2015 года истекает объявленный Владимиром Путиным мораторий".
От ученых последовали и конкретные предложения. Так глава СО РАН Александр Асеев и руководитель Томского научного центра СО РАН Сергей Псахье выступили с предложением заменить глобальную роль РАН в работе с научными институтами и их инфраструктурой (которая была уничтожена после реформы) созданием некого крупного консорциума.
Председатель СО РАН Александр Асеев предложил свой вариант развития сети научных организаций. По его словам, эффективной моделью межотраслевой кооперации в Сибири мог бы стать консорциум, в который войдут Сибирское отделение РАН, академические институты ФАНО России и ведущие вузы региона. Он также отметил, что в высокой стадии готовности находится проект по созданию Федерального научного центра углехимии на базе институтов Кемеровского научного центра.
Руководитель Томского научного центра СО РАН Сергей Псахье познакомил участников сессии с программно-целевым принципом финансирования консорциумов. С соответствующим докладом он выступил перед аудиторией. Суть представленной модели заключается в том, что объединяясь, научные институты сохраняют свою юридическую независимость. При этом ресурсы инвестируются не в научные центры, а в исследовательские программы. Координацией работы такого консорциума занимается объединенный научный совет, который включает в себя представителей всех организаций, задействованных в программе. Процесс создания таких объединений происходит в три этапа. Сначала определяются приоритетные направления. Затем формируются программы исследования. На третьем этапе под эти программы формируются госзадания.
Председатель президиума Красноярского научного центра СО РАН Василий Шабанов отметил, что одним из столпов кооперации могли бы стать региональные научные центры. У них налажены разветвленные связи с вузами и промышленными предприятиями на местах.
В завершении работы собрания Алексей Медведев вспомнил по просьбе главы СО РАН Асеев продлить мораторий "все как есть", предложенный Путиным, который истекает 15 января 2015 года, однако заявил, что если ученым и чиновникам не удастся составить "дорожную карту" реформы, то продлить его не получится.
Отметим, что третья подобная консультативная встреча пройдет в вотчине УРО РАН в Екатеринбурге.