На экспертных круглых столах, которые сегодня прошли в рамках уральского транспортного салона "Магистраль-2014", ждали кровавого поединка между вагоностроителями и железнодорожниками. На повестке - обсуждение правил списания устаревших вагонов. Однако неожиданно оплеуху от РЖД и Минтранса получил мэр Нижнего Тагила Сергей Носов, который придумал не самую удачную прелюдию для своего выступления на пленарном заседании. Доклад о строительстве автодороги Кунгур - Кын - Нижний Тагил Носов предварил монологом о неэффективности железнодорожных перевозок. Намекнув, что, мол, деньги неплохо было бы снять с рельс и закатать в асфальт, передает корреспондент Накануне.RU.
"Сегодня нужно серьезно озадачиться вопросом, почему экономика перевозок жд транспортом становится убыточнее с каждым годом", - вдохновенно начал Носов.
"Почему при росте мощности локомотивов, при росте грузоподъемности вагонов эффективность железнодорожных перевозок падает с каждым днем? Почему сегодня на расстояние в 2 тыс. км становится выгоднее возить автомобильным транспортом грузы, чем железнодорожным? Почему при том же объеме грузооборота и подвижного состава, что и в советское время, грузооборот на один вагон падает? Я думаю, в ответе на этот вопрос заключается перспектива и транспортного машиностроения и транспорта России в частности", - заявил мэр Тагила, города, который еще иногда называют "Путинградом".
Носов заявил: если ситуация не изменится, то серьезное внимание нужно уделить развитию автомобильных дорог, которые сегодня не справляются с потоком автомобилей.
"Что такое перестой вагонов и как за него отчитывались, многие знают не понаслышке. Если мы когда-нибудь достигнем того, что было при Советском Союзе, той эффективности подвижного состава, дальше нужно будет стимулировать специальными средствами. А пока, на мой взгляд, показателей Советского Союза можно достигнуть без капитальных вложений. Есть несколько волшебных слов, которые позволяют решить этот вопрос", - сказал Носов и описал проект строительства автодороги по направлению к Пермскому краю.
Сразу после его выступления слово взял заместитель министра транспорта России Алексей Цыденов. Он отметил, что с советского периода грузооборот вырос.
"Мы все время говорим об эффективности перевозок и сравниваем с Советским Союзом: в СССР среднее расстояние перевозки груза было порядка 500 км, сейчас 1600 км. Поэтому на тот же объем грузов надо в три раза больше времени".
Цыденов попросил главу Тагила более взвешенно подходить к критике.
Главный инженер Свердловской железной дороги Игорь Набойченко также ответил уральскому мэру.
"85% перевозок приходится на железную дорогу. Горноуральская железная дорога создавалась именно для того, чтобы обслуживать промпредприятия региона. Если бы не Свердловская железная дорога, где бы были сейчас НТМК, Уралвагонзавод и десятки промпредприятий, если бы СВЖД не подставила плечо в лихие 90-е. А если мы сегодня ставим вопрос, как выплеснуть на автомобильные дороги 85% грузооборота, то никаких инвестиций не хватит", - сказал Набойченко.
Сергей Носов отвечать на реплики не стал.
Отметим, что глава РЖД Владимир Якунин сегодня неожиданно прибыл в Екатеринбург и принял участие в заседании международной ассоциации "Координационный совет по Транссибирским перевозкам". В беседе с журналистами он заявил, что не сможет принять участие в форуме "Магистраль", несмотря на то, что на нем обсуждаются актуальные вопросы конфронтации машиностроителей и РЖД.