Новости
Дмитрий Федечкин: Система реформирования муниципальных СМИ работает
Общество | Свердловская область

Занятия с руководителями свердловских СМИ лично проводит директор департамента по печати и массовым коммуникациям администрации губернатора Свердловской области Дмитрий Федечкин. Накануне.RU, пользуясь случаем, не только посетило подобное занятие, но и пообщалось с самим преподавателем.

Вопрос: Дмитрий Николаевич, с какими трудностями в рамках реализации проекта "Бизнес-планирование" вам пришлось столкнуться?

Дмитрий Федечкин: Главная существующая трудность - это то, что местные издания не всегда четко представляют стратегию своего развития. Любой бизнес должен иметь четко определенные стратегические цели. Полагаю, что сегодня малой прессе нужно работать по парадигме Уоррена Баффета: "оффлайн + онлайн", конвергентная редакция, которая предоставляет информационную продукцию сразу на несколько медианосителях. Эту парадигму мы сейчас закладываем, несмотря на то, что сегодняшнее проникновение Интернет в Свердловской области далеко от идеального. Но рано или поздно его эра наступит. Редакция должна быть к этим вызовам готова и стремиться стать в этом направлении номером один на своей территории. Второй важный момент - экономическая эффективность. Она начинается с экономического анализа. Мы четко понимаем, что ряд показателей и метрик, о которых мы сегодня с редакциями говорим, они ранее просто не отслеживали в постоянном режиме, не мониторили. Двигались на ощупь, интуитивно, иногда бездоказательно, без опоры на конкретные цифры и их динамику. А ведь что нельзя измерить, то нельзя и изменить. Вот, учимся работать с этим.

Вопрос:  Ваш предыдущий проект "Инновационная редакция", что с ним сегодня? Его можно считать завершенным и каковы первые результаты?

Дмитрий Федечкин: Когда было принято решение о создании в Свердловской области департамента по печати и массовым коммуникациям, меня пригласил заместитель главы администрации Илья Ананьев. Мы сели, обсудили, обговорили принципы его будущей деятельности. И наши мысли совпали: в регионе появляется новое подразделение, задача которого не сводится к набившему оскомину взаимоотношению власти и прессы: "мы вам – договоры и деньги, вы нам - побольше позитивного "писательства" про губернатора". В системе региональной власти появился коммуникатор, работающий с отраслью в целом, занимающийся ее многочисленными проблемами и совместным поиском путей выхода. Нацеленный на то, чтобы сделать эту отрасль конкурентоспособной, по-рыночному сильной. Нас тогда поддержал и губернатор Евгений Куйвашев.

И проект по реформированию организационно-правовых форм муниципальных СМИ, и проект "Инновационная редакция" можно считать реализованными. Мы с Ильей Ананьевым еженедельно ездим по территориям, изучаем ситуацию, вырабатываем способы решения каких-либо локальных, индивидуальных проблем. Смотрим и на оборудование, поставленное по проекту "Инновационная редакция": работает оно или нет, делаем замечания, вносим коррективы, анализируем, насколько издание готово к достижению новых целей как в печатном, так и в электронном направлении. По большому счету, это все – тактические действия. Стратегически же сейчас наступило время для следующего шага: бизнес-планирования деятельности, внедрения системы сбалансированных показателей, которая позволит отслеживать состояние и динамику развития СМИ.

Вопрос:  В настоящее время проблемами региональной прессы заинтересовались многие, в том числе и общественники. Как вы оцениваете инициативу ОНФ, связанную с оказанием юридической помощи местным СМИ? Это будет иметь успех?

Дмитрий Федечкин: Будет ли иметь успех этот проект, зависит от самого ОНФ. От того, насколько системно и результативно его представители будут работать в медийном направлении. В целом, это хорошо, что у редакций СМИ, и прежде всего – независимых СМИ, появляется еще одна возможность получить юридическую поддержку. Вполне допускаю, что могут быть такие ситуации, в которых именно помощь ОНФ окажется действенной. Поэтому я приветствую эту инициативу. Чем больше у редакции будет возможностей решить вопрос, тем лучше.

Вопрос:  Сейчас региональная пресса сталкивается с серьезными трудностями не только внутри изданий. Так, например, еще не утихла история с "Почтой России" и повышением тарифов на подписку. Как с этим сегодня обстоят дела в Свердловской области?

Дмитрий Федечкин: Дела обстоят по-разному: и хорошо, и плохо. За последние полтора года реальный рост стоимости доставки малой прессы "Почтой России" в регионе - более 80%. Это - серьезнейший удар и по кошельку читателей, и по изданиям. У нас были далеко не радужные ожидания, мы опасались сильного падения тиражей. Что же показал мониторинг ситуации по итогам подписной кампании? Да, тиражи просели, но, в среднем, по рынку падение уложилось в 10%. И произошло это потому, что на долю "Почты России" даже в сегменте городских и районных СМИ приходится сейчас лишь 55% совокупного объема тиража. Остальная доля – это розничные продажи и альтернативная доставка. Причем подчеркну: у изданий, которые еще до момента взрывного роста тарифов "Почты России" создали собственную службу доставки, тиражи не просели.

Вопрос:  Что нас в будущем ждет с "Почтой России"?

Дмитрий Федечкин: Я не сторонник утверждений, что все нормализовалось, потому что самый тяжелый период еще впереди - подписная кампания на первое полугодие 2015 года. Несколько изданий, наиболее крепких, с высокими тиражными характеристиками, сейчас приняли решение о создании своих служб доставки. Если они от услуг "Почты России" откажутся, как сделала это летом газета "Тагильский рабочий", то та экономическая модель, которая принята сегодня почтовым оператором, вновь окажется неэффективной. И не останется никакого другого способа, как снова поднимать тарифы. Выход для изданий только один - развивать альтернативные каналы дистрибуции. Это – вопрос выживания.

Вопрос:  Как вы считаете, какой сегодня главный медийный тренд для региональной прессы?

Дмитрий Федечкин: По-прежнему, это – конвергенция. Сегодня более устойчивыми выглядят те издания, которые, кроме как на выпуске печатной версии, зарабатывают на чем-то еще. Этого "чего-то еще" достаточно много, здесь все зависит от состояния локальных рынков, наличия спроса.

В любом случае, задача-минимум – работать на двух носителях. Нельзя сегодня бросать печатную аудиторию, потому что она достаточно объемна, лояльна и крепка. Утверждение, что печатный век в медиа завершился, - лукавство. Сегодня на территории Свердловской области есть примеры, когда печатное издание за год поднимало тираж на 20%, хотя и прежние его позиции были достаточно крепки. Происходит это за счет применения новых маркетинговых и сбытовых инструментов.

С другой стороны, надо признавать, что он-лайн активно развивается, игнорировать его уже не получится. Тем более, что онлайн и оффлайн-аудитории пересекаются не более чем на 5 %. В этой ситуации ставка на гармоничное сочетание обоих направлений оправдана.

Вопрос: Дмитрий Николаевич, что за медийный форум нас ждет в ноябре: как появилась эта идея, что это будет за мероприятие?

Дмитрий Федечкин: Летом в Екатеринбурге побывал замминистра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин, проводил рабочие совещания. Мы воспользовались возможностью и показали проект по реформированию малой прессы, который мы реализуем в регионе. Он его увез с собой и на следующий день перезвонил: "Это интересная, уникальная вещь, мало, кто в стране этим занимается". И Алексей Константинович вышел с встречной инициативой – о проведении в Екатеринбурге первого всероссийского совещания по вопросам повышения эффективности и конкурентоспособности государственных СМИ. Его цель – обмен опытом внедрения лучших практик в этом направлении. Участниками совещания станут заместители губернаторов, руководители профильных министерств, департаментов и управлений, руководители крупных издательских домов со всей России. Инициатива получила поддержку у губернатора Евгения Куйвашева, сейчас ведется организационная работа. Сегодня, когда до совещания остается еще более двух месяцев, уже подтвердили свое намерение принять в ней участие порядка 150 человек из более чем сорока регионов России, включая республику Крым.